В феврале 2023 года на выставке современного искусства в Майами произошел конфуз: одна из посетительниц, неудачно задев подставку, на которой был установлен экспонат, разбила синюю керамическую фигурку вдребезги. Это была работа Джеффа Кунса – одного из самых высокооплачиваемых художников современности. «Собака – воздушный шар» до инцидента оценивалась коллекционерами в 42 000 долларов. Примечательно, что еще год назад цена составляла 24 000 долларов, но, поскольку аналогичные работы Кунса успешно распродавались, стоимость оставшихся продолжала расти.
Высотой эта фигурка была около 17 дюймов, создана была в 2021 году – вслед за множеством похожих «собак», которые принесли Кунсу мировую славу. Говоря начистоту, утраченное произведение вряд ли можно было назвать уникальным, поскольку идея и способ ее реализации были опробованы художником уже многократно. Некоторые даже усмотрели в произошедшем не случайность, а нечто вроде перформанса – представления, созданного с целью привлечь внимание к выставке и произведениям.
Сам Джефф Кунс, кажется, не расстроился, сочтя произошедшее «делом житейским», примерно как уронить на пол фарфоровую тарелку. Разгадка, конечно, не только в том, что все участвующие в выставке произведения были, как и положено, застрахованы. И не в том, что подобные инциденты уже случались с творениями Кунса по меньшей мере дважды, в 2008 и в 2016 годах. Просто само творчество американского художника, опирающееся на ироничное отношение к массовой культуре и культу потребления, предполагает спокойно-философский взгляд на такие происшествия.
Джефф Кунс родился 21 января 1955 года в городе Йорк штата Пенсильвания, а творит он в основном в Нью-Йорке. На протяжении своей карьеры художника Кунс занимался и живописью, и скульптурой, и созданием инсталляций, экспериментировал с разными материалами. Известность он приобрел в восьмидесятых, но еще в семидесятых задумал и начал создавать свою серию «Надувных игрушек», которые, на самом деле, не были надувными и к игре имели отношение совсем отдаленное – но на контрастах и внутренних противоречиях сумели привлечь внимание искушенной публики и сделать Кунса одним из любимейших экспериментаторов в области современного искусства.
Достаточно сказать, что «Кролик», произведение 1986 года высотой 104,1 см, был в 2019 году продан на аукционе за 91 миллион долларов. Сейчас это самая дорогая работа, созданная ныне живущим художником. Почему так ценен этот Кролик? Дело не в капризах богачей, как могло бы показаться. Произведение действительно завораживает – вызывает сразу множество ассоциаций, от пасхального кролика и Алисы в Стране чудес до фильмов о космических захватчиках и символики журнала «Плейбой». Из нержавеющей стали, отполированной до зеркального блеска, без «лица», он как бы существует и не существует одновременно, представляя собой нечто вроде создания, оказавшегося между мирами.
Серия разноцветных «собак», напоминающих очертаниями фигурки из скрученных воздушных шариков, продолжают ту же тему – повторение знакомых на первых взгляд образов в неожиданном формате, сочетание визуальной легкости и реальной массивности, «мягкости» и жесткости, «гибкости» и хрупкости. Размеры произведений разные – от небольших, вроде той, что была разбита в Майами, до внушительных, высотой в метр, три и даже больше.
«Собаками» Кунс занялся в девяностые. Эти звери легко находят хорошие руки – купить такое произведение искусства готовы многие миллиардеры. Франсуа Пино, коллекционер и меценат, а еще свекор актрисы Сэльмы Хайек, к примеру, стал владельцем большой пурпурной собаки. Почему бы и нет – «игрушки» не только возвращают в детство, но и несут в себе образ загадочного, лишенного пока лица будущего, становясь чем-то вроде символа связи между вчера и сегодня.
Осколки злосчастной собаки временно переданы страховой компании – для оформления выплат и прочих формальностей. Но статуса произведения искусства керамические фрагменты фигурки, как ни странно, не утратили – галерее поступают предложения от потенциальных покупателей. Те считают происшествие на выставке историей, которая только обогащает искусство, и несмотря на то, что ни «собака», ни то, что она разбилась, не представляют собой явления уникального, приходится признать, что эти осколки, действительно – к счастью, или, по крайней мере, к деньгам.
Что ждет в дальнейшем осколки – покажет время. Но искусство так просто не сдает позиций, принимая хрупкость окружающего мира как стимул создать нечто еще более прекрасное из того, что было, казалось бы, безнадежно испорчено.