Рэя Крока часто считают «отцом» бизнес-модели франчайзинга. Но за 60 лет до появления McDonald's женщина по имени Марта Матильда Харпер создала свою собственную внушительную сеть парикмахерских (первую в своём роде в США) и обучила сотни обездоленных женщин ведению собственного бизнеса. Харпер не только стала пионером франчайзинга, но и широко известна как первопроходец современной индустрии парикмахерских. Бывшая служанка, избежавшая нищеты, она построила империю из 500 салонов по всему миру. И всё это она делала в то время, когда женщины в основном замалчивали свои предпринимательские устремления. Несмотря на эти достижения, большинство людей никогда о ней не слышали.
Родившаяся в сентябре 1857 года в маленькой деревне в провинции Онтарио, Канада, Марта начала жизнь с безрадостных перспектив. Она была четвёртой из десяти детей - все они жили в однокомнатной бревенчатой хижине, а её отец, портной по профессии, в скором времени переключил свой бизнес на «сдачу в аренду» собственных детей для работы.В возрасте семи лет Харпер была отправлена в качестве домашней прислуги к богатому владельцу фермы в Онтарио. В обмен на изнурительный режим уборки, приготовления пищи и содержания фермы ей платили около четырёх долларов в месяц. Каждый пенни возвращался её отцу. Пять лет спустя девочку перевели в дом соседнего врача, который искал помощи по хозяйству после смерти своей жены.
Несмотря на то, что личность врача так и не была установлена, биограф Марты Джейн Плитт предполагает, что это был доктор Уэстон Лерой Херриман, бывший медик Гражданской войны, который вёл практику на территории нынешнего канадского города Порт-Хоуп. Херриман проявлял особый интерес к физиологии волос. В то время североамериканский режим ухода за волосами был минимальным. Мужчины и женщины лишь изредка мыли волосы. Горячая вода и мыло (изготовленное из свиного жира и золы) были в дефиците, а коммерческие шампуни и вовсе были чем-то из ряда вон выходящим.
Но Лерой потратил время на изучение таких вещей, как гигиена кожи головы и расчесывания волос. В течение следующего десятилетия он часто делился своими знаниями с Мартой, которая как губка впитывала каждое слово и совет своего работодателя и по совместителю учителя. Перед смертью он дал Марте то, что позже изменило её жизнь: рецепт тоника для волос, приготовленного из натуральных трав.
Недавно удостоенная этого подарка и с небольшой суммой сбережений на своё имя, двадцати пятилетняя Марта села на корабль, идущий в Рочестер, штат Нью-Йорк, в поисках нового старта.
В Рочестере она видела многообещающие перспективы в бурлящей экономике и прогрессивной культуре. Марта снова нашла работу прислуги. Сначала у местного адвоката, затем у богатой женщины по имени Луэлла Дж. Робертс. В конце XIX века уход за волосами осуществлялся в домашних условиях, обычно слугой. Харпер взяла на себя роль личного косметолога мисс Робертс, делая массажи кожи головы и прически. Она была настолько искусна, что женщины из высшего общества Рочестера вскоре стали посещать этот дом для собственных процедур. За то короткое время, что у неё было между этими обязанностями, Марта начала производить свою собственную версию тоника для волос в сарае на заднем дворе мисс Робертс.
Она провела небольшие маркетинговые тесты с женщинами по соседству, вручив каждой из них по тонику. Это было воспринято на удивление хорошо и она начала ощущать возможности для бизнеса. Несмотря на то, что Рочестер находился в центре растущего женского движения за избирательное право, возглавляемого Сьюзан Б. Энтони, предпринимательский ландшафт по-прежнему почти полностью контролировался мужчинами. Викторианские нравы диктовали, что место женщины - в доме. Ведущий психолог того времени приравнял свободную волю женщины к симптому болезни.
Марта знала, что её шансы были мизерными. Но у неё была цель, амбиции, специализированная ниша и положительный результат на рынке. Итак, в 1888 году, в возрасте тридцати одного года, она вложила свои сбережения за всю жизнь — триста шестьдесят долларов в свой первый парикмахерский салон Harper.
В поисках подходящего места, Марта остановилась на Пауэрс-билдинг, девятиэтажном здании, в котором размещались одни из лучших предприятий Рочестера. Сначала её ходатайство было отклонено. Но с помощью местного адвоката ей была предоставлена помесячная аренда. Салон был спроектирован с чувством роскоши и построен на принципах здоровья и чистоты. Клиентов ублажали комплексным 2-часовым процессом, включающим массаж головы и плеч, уход за лицом и процедурой, стимулирующей приток крови к коже головы и рост волос.
Чтобы продвигать свои услуги, Марта использовала изображения своей собственной завидной шевелюры — каштановой гривы до пола, что сам импресарио Барнум однажды пытался завербовать её в собственный цирк диковинных людей. Поначалу дела шли медленно. Её высококлассные клиенты, всё ещё настаивавшие на посещениях на дому, были против идеи посещения общественного салона. Будучи первопроходцем современного салона красоты, Марта поняла, что ей придётся изменить подход к поведению собственных клиентов.
Когда учитель музыки по соседству с Мартой упомянул, что у него нет комнаты ожидания, она поступила мудро и хитрпро. Каждый день, когда матери приводили детей на занятия, они были вынуждены оставаться в холле, ожидая их. В итоге, Марта стала приглажать женщин отдохнуть в её салоне, тем самым заманивая их внутрь, и предлагая попробовать её услуги. В последующем в маркетинге и рекламе это станет известно, как метод Харпер. Женщины начали заходить в него, чтобы сделать причёску, ожидая, пока их дети закончат уроки игры на фортепиано.
В то время, когда обслуживание клиентов всё ещё было чем-то вроде иностранной концепции, Марта реинвестировала прибыль в обогащение опыта своих клиентов, изобретя первое откидывающееся кресло и специальную раковину с уникальным вырезом для шеи, чтобы мыть женщинам голову, минимизируя риск попадания шампуня в глаза.
Слух об этой экзотической концепции нового салона распространился среди элиты Рочестера. В скором времени её салон был переполнен выдающимися женщинами и из других городов.
Несмотря на то, что Марта получала просьбы открыть салоны в других городах, она отказывалась расширяться до тех пор, пока определённое количество женщин в этом сообществе не подпишет петицию, поскольку хорошо была осведомлена о тестировании рынка. Марта знала, что она должна поддерживать строгий контроль над своим брендом и качеством услуг. Она также знала, что ей нужно найти сотрудников, которым она могла бы доверять. Таким образом, Марта решила нанять женщин из того же происхождения, что и она: слуг низшего класса и горничных, у которых были амбиции и дисциплина, чтобы вести бизнес, но не хватало капитала.
«Харперитки» прошли интенсивную подготовку, чтобы обеспечить единообразие, и создали школу, где их обучали методам Харпер.Чтобы владеть собственной франшизой, харперитка должна была заплатить взнос (со временем возвращаемый в виде кредита) и согласиться использовать, а также продавать только продукцию Harper: щётки, тоники, стулья, раковины. Марта выбирала каждое местоположение и контролировал вывески и рекламу. В 1891 году Harper открыла второе заведение считающееся первой розничной франшизой в США в Буффало, штат Нью-Йорк. Вскоре последовали филиалы в Детройте, Чикаго, Сан-Франциско и Балтиморе, каждым из которых руководил харперит.
Бизнес-модель была настолько успешной и масштабируемой, что к 1914 году она открыла 134 франшизы в 128 городах США, Канады и Европы. Этого было достаточно, чтобы Марта стала единственной женщиной - членом Торговой палаты Рочестера. «Харпер - одна из самых захватывающих историй в современном деловом мире», - писала в том году канадская газета. Марта, к тому времени состоятельная женщина, даже внесла залог за женщину, которой она когда-то служила: когда у мисс Робертс возникли финансовые проблемы, её бывшая служанка внесла полторы тысячи долларов, чтобы спасти ее имущество.
В 1920 году, в возрасте шестидесяти трёх лет, Марта вышла замуж за Роберта Макбейна, тридцати девятилетнего армейского полковника. Со своим спутником она поставила свои цели еще выше. Культурная революция 1920-х годов принесла с собой огромный сдвиг в индустрии красоты и Марта внезапно отдала предпочтение косметике, губной помаде и таким новым изобретениям, как щипцы для завивки и краски для волос. Несмотря на всё это, Harper сохраняла ориентацию на натуральные продукты. Она удвоила производство своих тоников и натуральных шампуней, расширив количество магазинов со 175 до 350 в течение одного года Марта также расширила услуги для мужчин и представила свои товары в универмагах. Во время депрессии и эпохи массовых скидок она придерживалась своих премиальных цен и сохраняла акцент на исключительном качестве и обслуживании клиентов.
В начале 1930-х годов Марта начала сдавать из-за старости и слабоумия. Она ушла с поста президента и передала бразды правления своему мужу, который, по словам Плитт, чрезмерно коммерциализировал бизнес с помощью новых продуктов. К тому времени, когда она скончалась в возрасте 93 лет, Марта успела превратить свой бизнес в империю из 500 салонов. Она обслуживала удивительный список американских легенд — Вудро Вильсона, Сьюзен Б. Энтони, Жаклин Кеннеди, Вандербильтов, Фордов, Дюпонов. За это время ей удалось сколотить состояние в размере 750 тысяч долларов.
Некролог в «Нью-Йорк таймс» провозгласил её «одной из пионерок в бизнесе красоты». Но празднование её наследия длилось недолго. С её отсутствием компания потеряла актуальность. В 1956 году её муж продал приходящий в упадок бизнес. В последующие годы права собственности менялись, пока в 1972 году его не купил бывший химик Harper. Сегодня шиномонтажный цех занимает её старую фабрику в Рочестере. А её старый дом теперь окружён Макдоналдсом.