Инки считали мосты настолько священными сооружениями, что любой, кто наносил им вред, приговаривался к смертной казни. Наверное, самыми необычными и впечатляющими верёвочными мостами инков были сооружения, протянутые через огромные ущелья, каньоны и реки.
Мосты сплетали из канатов. Эти канаты инки плели из волокнистых трав. Толщина верёвок достигала толщины человеческой ладони, а в длину мосты могли быть более полусотни метров. Ремонтировали мосты и занимались поддержанием их состояния специальные люди. От всех иных занятий они освобождались, ибо работа была тяжёлая, ответственная и опасная. Бывали случаи, когда работники погибали, ремонтируя какой-либо проблемный участок.
До наших дней сохранился лишь один мост, который создали инки. На сегодня ему уже более пяти сотен лет. Он называется Q'eswachaka и соединяет собой берега реки Апуримак в провинции Канас (Перу). По сей день местные, свято храня традиции своих предков, поддерживают его в надлежащем состоянии. Также именно этот мост они предпочитают для перехода, совершенно игнорируя его современного, бетонного собрата, который находится неподалёку.
Мост Кесуачака в переводе означает кесуа - «трава» и чака - «мост». Он перестраивается каждые два года во время фестиваля, который объединяет окружающие сообщества и воплощает в себе социальную организацию и ценности андской культуры.
Огромную империю инков объединяла невероятно высокоразвитая сеть дорог, общей протяженностью почти 50 000 километров. Эта впечатляющая система пересекала суровую гористую местность Анд и шла вдоль побережья, соединяя Эквадор на севере с Чили и Аргентиной на юге. Это был воистину выдающийся инженерный подвиг, призванный соединить и поддерживать могущественную цивилизацию инков.
Инженеров-инков абсолютно не пугала сложная география местности, где жил этот народ. Полностью вручную они прокладывали дороги через крутые горные перевалы и пустыни. В качестве переправ через глубокие каньоны и бурные реки инки придумали использовать выдающееся сооружение доиндустриальной эпохи — верёвочные мосты. Например, единственный сохранившийся мост, построенный инками, Апуримак, возле современного Курауаси имеет длину 45 метров. В 16 веке через речные ущелья было перекинуто не менее 200 таких подвесных мостов.
Для испанцев верёвочные мосты были одновременно и великолепными, и ужасающими. Когда идёшь по этому мосту, он настолько сильно трясётся, что с непривычки это вызывает весьма сильное головокружение у любого, кто ступит на него.
Верёвочные переправы известны, начиная с 13 века. Так как создавались они из материалов, которые со временем портились, то более древних мостов не сохранилось. Использовали для плетения в основном ветви ивы, тростник и дикую траву. Их сплетали в шнуры и тросы. Потом уже сооружали мосты. Делали их всегда так, чтобы можно было легко разобрать — это было очень удобно во времена войн.
Ключевые переправы всегда охранялись. Те, кто охранял мост, занимался также и его ремонтом. Из-за особых климатических условий местные общины были вынуждены переплетать мосты каждый год или два, что было отмечено в нескольких испанских хрониках. Эта практика продолжалась вплоть до 20 века.
Верёвочные мосты инков оказались идеальными для окружающей среды, так как упрямые испанцы на собственном горьком опыте узнали о неудачных попытках возвести мосты в европейском стиле. В 19 они были почти полностью заменены металлическими вантовыми мостами, а затем и современными дорогами. Сегодня мало что осталось от того, что когда-то было столь выдающимся примером инженерной мысли и идеального проектирования.