Зарегистрировано — 123 436Зрителей: 66 522
Авторов: 56 914
On-line — 14 377Зрителей: 2824
Авторов: 11553
Загружено работ — 2 123 313
«Неизвестный Гений»
Новости
Культовые примеры постмодернистской архитектуры: от центров городов до промышленных районов
Постмодернизм — это эклектичный, красочный стиль архитектуры, декоративно-прикладного искусства, который появился в конце 1960-х годов и в той или иной форме можно увидеть сегодня. Он стал криком души креативных архитекторов, которые пытались вырваться из тисков общепринятых канонов выверенного до мелочей модернизма. В знак протеста постмодернисты добавляли выразительные акценты к безликой палитре хоть и демократичных, но все же однотипных строений, используя самые эффектные элементы исторических стилей, соединяя их неожиданным образом и с тонкой иронией.
Кратко об особенностях постмодернизма
Впервые заговорили о постмодернизме (архитектура не стала исключением) в конце 1960-х годов. К 1970-м годам модернизм начал казаться элитарным и эксклюзивным, несмотря на свои демократические намерения. Новые элементы, порой причудливые и, казалось бы, совсем несопоставимые, стали реакцией на монотонность и обыденность модернизма. Это был яркий протест творцов любого жанра, нарушающий укоренившиеся идеалы и каноны, погрязшие в набивших оскомину стеклянных блоках, упрощенных линиях и монохромности. В знак протеста в постмодернизме стали появляться выразительные черты в, казалось бы, традиционных элементах исторических элементах (колонны, портики, арки и т. д.), но в современном прочтении, при этом без нотки юмора, а и тонкой иронии также не обошлось.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на основные черты постмодернизма в архитектуре, которые выражались и выражаются до сих пор только уже в обновленном виде, ведь жизнь и тем более мода не стоят на месте:
• Яркие цвета. Начиная от ярких пастельных тонов и заканчивая неоновыми красками, которые используются как для внутренней, так и фасадной отделки.
• Адаптированные классические мотивы. Используя язык классической архитектуры, постмодернисты уделяли больше внимания современной интерпретации и адаптации под инновационные материалы.
• Разнообразие материалов и форм. Эпатажное сочетание несочетаемого стало главной изюминкой постмодернистов, которые мастерски используют необычные формы и сочетания материалов для создания вау-эффекта. Даже если никак не воспринимать и не принимать эклектику, но не заметить подобное строение – точно не удастся.
• Игривость. Постмодернисты всегда старались создавать заметные здания, которые насколько причудливые, настолько и привлекательные. Равнодушных зрителей не остается.
1. Деловой центр Binoculars Building от Фрэнка Гери (Лос-Анджелес, США)
Новая штаб-квартира в пригороде Лос-Анджелеса, построенная по проекту Фрэнка Гери для рекламного агентства Chiat/Day в 1991 году, наделала большой переполох. Настолько неординарный протест для не подготовленной публики, включая критиков и специалистов, был настоящим шоком, о котором долго спорили и говорили на разных уровнях. Учитывая его внешний, неудивительно, что оно получило неофициальное название Binoculars Building (Здание-бинокль), сам же проект называется Chiat/Day Building. Здание представляет собой комбинацию трех отдельных структур, самой яркой и заметной из которых является гигантский бинокль, открывающий вход для пешеходов и проезд для транспортных средств компании. Его создателями являются дизайнеры Кусье ван Брюгген и Класа Ольденбург, а вот идея принадлежала Гери, только он мог придумать этот театральный и юмористический дизайн, который выглядит так, будто предназначен для тематического парка, а не для офисного центра.
Примечательно: Binoculars Building стал настолько популярным и востребованным, что рекламное агентство съехало, а свою неординарную штаб-квартиру начали сдавать в аренду в качестве офисных помещений. Шедевр Фрэнка Гери очень быстро привлек Google, начиная с 2011 году здание стало штаб-квартирой компании.
2. Здание SIS от Терри Фаррелла (Лондон, Великобритания)
Лидер постмодернистской теории, архитектор Терри Фаррелл достиг вершины британского постмодернизма своим проектом здания SIS (лондонцам более известен как здание МИ-6, «Леголенд», «Зиккурат» и «Воксхолл Троллоп»), которое в настоящее время считается ключевым примером всего движения. Причудливый архитектурный ансамбль из камня кремового цвета и зелеными окнами, возвышающийся на южном берегу Темзы в Воксхолле, всегда был в центре внимания. Его неординарная конструкция, которую, кстати, Фаррелл позаимствовал у храмов майя и ацтеков, притягивает к себе внимание, с какой бы стороны на здание не посмотрел. Как оказалось, вопреки планам застройщиков, аккумулирующие блоки, складывающиеся в виде пирамиды и образующие многоуровневая крепость, включающую в себя 60 террас под открытым небом, зеленые окна с тройным пуленепробиваемым остеклением, теперь принадлежит Секретной разведывательной службы, так что повышенное внимание к ансамблю было, есть и будет, вне зависимости от самого здания. Стоит отметить, изначально проект был рассчитан на размещение делового центра, такая себе «городская деревня», и только позже оно было куплено правительством и трансформировано в крепость для SIS.
3. Общественное пространство Piazza d'Italia от Чарльза Мура и Perez Architects (Новый Орлеан, США)
В конце 1970-х архитектор Чарльз Мур по заказу муниципалитета Нового Орлеана спроектировал общественную площадь (Piazza d'Italia), которая должна была стать напоминанием об итальянских корнях большинства горожан. Работая с местными архитекторами студии Perez Architects, Мур в одном проекте собрал самые выразительные элементы сразу нескольких известных классических общественных объектов (включая фонтан Треви, массивные колоннады, башню с часами, римский храм), расположив их как натюрморт. Он стилизовал эти объекты на свой вкус и с помощью современных материалов, что вызвало небывалый резонанс среди местной общественности (и не только). Площадь, напоминающая двухмерные декорации эксцентричной сцены, очень долго не давала покоя критикам и жителя Нового Орлеана, пока все не привыкли и теперь Piazza d'Italia стала самым популярным местом отдыха как для горожан, так и для туристов.
4. Концертный зал Берлинской филармонии от Ханса Шаруна (Берлин, Германия)
На окраине берлинского Тиргартена немецкий архитектор Ханс Шарун еще в начале 1960-х г. спроектировал нетривиальное металлическое здание, которое должно было заменить концертный зал Berlin Philharmonic (Берлинской филармонии), разрушенный во время Второй мировой войны. Это был первый объект, который шел в разрез традиционному планированию города. Неординарное решение в оформлении экстерьера наилучшим образом поспособствовало организации внутреннего пространства. Под драматическим потолком главного зала, повторяющим формы фасада, расположенная по центру сцена, позволяет проецировать звук во всех направлениях окружающего зала. Стоит отметить, что в этом районе вскоре появились смелые архитектурные соседи, в том числе Новая национальная галерея, спроектированная Мис ван дер Роэ (1968 г.) и бруталистская Государственная библиотека (1978 г.), автором проекта которой также являлся Шарун, работающий вместе с Эдгаром Вишневским.
5. Музей изобразительного искусства Боннефантен от Альдо Росси (Маастрихт, Нидерланды)
Альдо Росси в 1995 году в Маастрихте поднял планку постмодернистского жанра на другой уровень. В его проекте Музея изобразительного искусства Боннефантен (The Bonnefanten Museum) ярко подчеркивается влияние промышленного дизайна. Это обусловлено тем, что требовалось органично вписать новую структуру в исторический заводской район города, где еще сохранились старинные постройки. С тех пор куполообразное цилиндрическое здание возвышается как маяк постмодернизма на берегу реки Маас, наряду с традиционной голландской архитектурой XVII века. Кстати, нетрадиционные формы самого здания помогли организовать грамотное освещение на выставочных пространствах и никак не повлияли на планировку подобного рода заведений.
6. Культурный центр Пампиду-Мец от Сигэру Бана (Мец, Франция)
Центр Помпиду-Мец (Centre Pompidou-Metz) – яркий объект, на площадях которого собраны образцы современного искусства требовал неординарного подхода к строительству. По этой причине был выбран смелый проект, предложенный японским архитектором Сигэру Баном, который лучше всего отражал задумку организаторов и гармонировал с окружением (находится в городском парке). Необычная парящая крыша, ставшая главной особенностью здания (кому-то она напоминает китайскую шляпу, а кому – инопланетный корабль), и его многослойная структура, состоящая из разных объемов и материалов, сделала культурный Центр похожим на химеру (в данном случае, нечто среднее между музеем и художественным центром).
7. Dubai Opera House от Януса Ростока (Дубай, ОАЭ)
Дубайская опера, спроектированная Янусом Ростоком, является самым впечатляющим примером современного видения постмодернистов. Эффектное здание, расположенное в центре Дубая, рядом с такими мега достопримечательностями, как небоскреб Бурдж-Халифа, Дубайский фонтан и Торговый центр Dubai Mall, к счастью, совсем не потерялось (несмотря на очень скромные размеры). А как раз наоборот, именно эти культовые объекты подчеркнули национальный колорит здания, его впечатляющую структуру, повторяющую форму традиционной лодки доу. Стоит отметить, что потрясающий вестибюль Дубайской оперы является идеальным фоном, пока посетители еще смешиваются с городской толпой и отвлекаются на другие достопримечательности. Но это происходит до тех пор, пока они не переступили порог уникальнейшего места, где смешиваются отечественные постановки и гастрольные представления лучших творческих коллективов со всего мира с фантастическим интерьерами и архитектурными внедрениями.
Культовые примеры постмодернистской архитектуры
Источник: https://novate.ru/blogs/300723/67043/