Настоящее имя русского и французского художника еврейского происхождения – Шагал Моисей Хацкелевич. Родился художник-авангардист в 1887 году в поселке Лиозно Царской России (в настоящее время это территория Белоруссии). По приказу Екатерины Великой те земли были отведены для еврейских поселений. Отец художника работал приказчиком лавки, а мать занималась хозяйством и воспитанием детей.
В 5 лет Моисей начал обучаться в начальной школе, а в 13 – продолжил обучение в Витебском городском училище. Мальчик с детства не любил учиться, да и с одноклассниками отношения у него не складывались. Моисей страдал сильным заиканием, поэтому старался избегать сверстников, чтобы не становиться предметом их насмешек. Из-за этого у Шагала совсем не было друзей.
И если учиться Моисей не любил, то вот рисовать он обожал. С малых лет он изображал на бумаге все, что видел. Когда один из его одноклассников выразил свое восхищение мастерством и назвал его «настоящим художником», Шагал впервые понял, что нашел свое призвание. Но вот родители не поощряли такое увлечение сына, так как им хотелось, чтобы их старший ребенок занялся чем-то серьезным и мог обеспечить себе и своей семье безбедную жизнь. Например, пошел работать приказчиком или бухгалтером. Родители всячески пытались зарубить на корню стремления их ребенка стать художником. Они даже использовали вместо салфеток рисунки их сына.
Но Моисей не сдавался и начал учиться в витебской художественной школе. Правда нерадивому ученику даже обучение любимому делу давалось нелегко. Безусловно, он оказался талантливым живописцем, но вот повлиять на художественное восприятие и образование Шагала витебским учителям не удавалось. Уже в 15 лет юноша был уверен в своей одаренности, поэтому не слушал никаких замечаний от своих учителей. Он считал, что учить его смог бы только Рембрандт или другие великие художники такого же уровня, но в Витебске таких не было.
Отучившись год в витебской художественной школе, юноша решил отправиться в северную столицу. Шагал думал, что только там он сможет найти применение своему таланту, а также улучшить его за время обучения в академии художеств. Он попросил денег у отца, но тот не хотел отпускать сына. После череды ссор и споров отец швырнул на пол 27 рублей, сказав, что это единственные деньги, которые он ему даст. Также отец добавил, чтобы сын к нему больше не обращался за помощью, так как высылать он ему ничего не будет.
Довольный и гордый юноша отправился вместе с приятелем в Петербург, но впереди все было не так гладко, как задумал Моисей. Амбициозного и самоуверенного художника ожидал провал на первом же экзамене. К слову, этот экзамен стал последним в жизни Шагала официальным испытанием. Не поступив в заветное учебное заведение, Моисей продолжил обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Поиски себя в искусстве неожиданно привели Шагала к тому, что он вернулся домой. После этого художник впал в депрессию. Неизвестно к чему бы это привело, если бы он не познакомился с любовью всей его жизни – Беллой. Эта встреча не только вернула его к жизни, но и подарила вдохновение. Вскоре Шагал вновь вернулся покорять северную столицу.
Благодаря рекомендациям Шагала приняли без всяких экзаменов в престижную школу рисования. Его учителем стал живописец Лев Бакст, за личные средства которого, кстати, юноша и учился. Окончив учебу, талантливый художник начал мечтать о Париже. К слову, именно Бакст убедил Шагала, что ему нужно уезжать за границу и там продолжить обучение, так как среди российских ценителей он не найдет поклонников.
Весной 1911 года благодаря стипендии, полученной от одного депутата I Государственной думы, юноша отправился в Париж на учебу. Несмотря на стипендию, денег у бедного художника было ничтожно мало. У юноши были одни брюки и рубашка, поэтому он рисовал картины голым, чтобы не испачкать одежду. Питался он тоже очень скромно, экономя каждую копейку. Но это не мешало ему посещать Лувр, чтобы полюбоваться и вдохновиться великолепными полотнами Рембрандта, Мане и других великих мастеров. Кстати, именно во французской столице художник начал подписывать свои работы как Марк Шагал.
Шагал всегда оставался верным своей национальной самобытности вне зависимости от места проживания. Еврейский художник создал собственный стиль в живописи, где отражал свою жизнь, чувства и эмоции. В своих работах Марк Захарович в основном использовал яркие цвета и наполнял свои творения символами. Ценители живописи считают, что именно в умелом владении цветом и заключается самобытность и гениальность Шагала.
Не зря рекомендуется смотреть только подлинные полотна этого художника, так как репродукции не могут передать всю палитру его живописи. Именно поэтому коллекционеры покупают на аукционах оригинальные полотна Шагала за многомиллионные суммы. Любопытно, что Шагал является самым популярным художником у похитителей картин после Пабло Пикассо и Ника Лоуренса.
Нередкими мотивами в творчестве Шагала были красные цвета, символизирующие страх, а также образ петуха – олицетворение огня. Оказалось, что в день, когда родился Марк, в их поселке вспыхнул сильный пожар, охвативший и дом его родителей. За несколько секунд огонь достиг кровати, где новорожденный лежал с матерью. К счастью, им удалось спастись. На протяжении всего своего творчества с помощью ярко-алого цвета и изображения красного петуха художник как бы возвращался к драматическому моменту своего рождения, проживая его вновь.
Также Шагал нередко прибегал к образам других животных, которым придавал человеческие черты. Но большая часть его творчества была посвящена теме любви. Изображения влюбленных, в буквальном смысле парящих от любви, стали одними из самых главных мотивов в творчестве Марка Захаровича. Он считал, что в нашей жизни, как и на полотне, существует лишь одна краска, придающая смысл всему, – любовь.
Например, на известном полотне «Над городом» в воздухе парят двое влюбленных людей. Полетом автор показал чувство влюбленности, которое окрыляет героев картины и превозносит их над повседневной рутиной. Последнее — представлено на полотне в виде городского пейзажа, где изображены коза и мужчина, справляющий нужду. Как видно, в своих работах художник любил переплетать реальную жизнь и фантазии, обыденное и высокое. Пожалуй, именно из-за этого у его картин есть свой особый шарм.
К слову, Шагал был разносторонней личностью. Помимо написания полотен, он рисовал книжные иллюстрации, писал стихи, создавал декорации для театров и прочее. Витражами Шагала украшены многие соборы, синагоги и костелы Израиля, Европы и США.
Говорят, что однажды цыганка нагадала художнику, что он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а смерть найдет его в полете. Собственно, так и вышло. Первая супруга Шагала, Белла Розенфельд, стала музой и самой большой его любовью. Именно ее образ заключен в нескольких тысячах его работ и набросков. По словам художника, уже в первый миг их встречи он понял, что Белла станет его супругой. Ему казалось, что они знакомы уже давно и знают друг друга, как никто другой.
К сожалению, в 1944 году Беллы не стало. Шагал сильно горевал и практически год не брал в руки кисть. Их дочь решила найти отцу помощницу, Ей стала молодая и красивая Вирджиния Хаггард. Она чем-то напоминала внешне покойную супругу художника. Вирджиния родила Шагалу сына, но сбежала от художника с другим мужчиной в 1950 году вместе с ребенком.
Второй женой художника стала Валентина Бродская. С ней Марк Захарович прожил более 30 лет до конца своих дней. Как видно, предсказание цыганки о трех женщинах сбылось. Боясь, что сбудется и предсказание о смерти, Валентина Григорьевна всякий раз просила супруга не лететь самолетом. Пару раз она даже не пустила его в аэропорт. В итоге сердце Шагала остановилось 28 марта 1985 года, когда он ехал в лифте. Так что художник умер в полете, как ему и нагадала цыганка много лет назад.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150323/55728/