Теночтитлан, расположенный на острове недалеко от западного берега озера Тескоко в центральной Мексике, был столицей и религиозным центром цивилизации ацтеков. Традиционной датой основания города считается 1345 год нашей эры, и он оставался самым важным центром ацтеков до его разрушения испанцами-завоевателями во главе с Эрнаном Кортесом в 1521 году, что привело к окончательному краху империи ацтеков. В центре города находилась большая священная территория, над которой возвышалась огромная пирамида, известная как Темпло Майор, в честь богов Уицилопочтли и Тлалока. На месте, где сейчас находится Мехико, продолжаются раскопки, в результате которых были найдены некоторые из величайших сокровищ ацтекского искусства, такие как знаменитый Солнечный камень, а также предметы искусства, которые сами ацтеки собирали у других великих цивилизаций Мезоамерики.
Несмотря на то, что город был разрушен и в последующие столетия интенсивно застраивался, хронисты шестнадцатого века нашей эры, к счастью, в мельчайших деталях описали здания и произведения искусства, которые когда-то сделали Теночтитлан одним из величайших городов Мезоамерики и, с населением более двухсот тысяч человек, безусловно, самым густонаселённым. Теночтитлан занимал, в наибольшей степени, около двенадцати-четырнадцати квадратных километров и был соединён с западным берегом озера и окружающей сельской местностью тремя дамбами (идущими на север, восток и запад), которые включали промежутки, пересекаемые съёмными мостами для пропуска лодок и которые могли быть сняты в случае нападения на озеро.
Существовал также каменный акведук, который доставлял в город пресную воду из источников близ холма Чапультепек. Озеро служило важным источником продовольствия, но хороших сельскохозяйственных угодий было мало, и этот факт потребовал повторных притязаний на землю у озера и, в конечном счёте, военного завоевания, чтобы силой отобрать землю у соседних государств. Таким образом, окружающие чинампа или «плавучие сады» (глинобитные плоты, укреплённые ивами) их ближайших соседей были захвачены и благоустроены для удовлетворения потребностей растущего населения города.
Сам город был спланирован в виде сетки со множеством каналов, пронизывающих его насквозь. Помимо четырёх главных магистралей, рассекающих город по сторонам света, большинство улиц и каналов были узкими, особенно из-за отсутствия колёсных транспортных средств или вьючных животных, так что товары перевозились носильщиками или небольшими лодками и каноэ. Каналы, наряду с многочисленными ивами, цветочными садами и белыми оштукатуренными памятниками, сверкающими на солнце – придавали городу живописных ноток.
Сердцем города был обнесённый стеной церемониальный квартал с его тремя входами, впечатляющими храмами и пирамидами, от которых город простирался на четыре основных жилых квартала. Иногда в них были огромные дворцы, такие как старая резиденция Мотекухзомы I и дворец Аксаякатля, небольшие каменные резиденции с плоскими крышами для знати и чиновников, огромные рыночные площади (где можно было приобрести всевозможные товары первой необходимости и роскоши, такие как нефрит, шоколад и ваниль), судебные палаты, сокровищницы, магазины-комнаты, сооружения, такие как Танцевальный дом и вольер, а также тесно расположенные мастерские (особенно по обработке металла и обсидиана, но также плетению корзин из местного тростника) и небольшие дома из саманного кирпича и тростника, где жили низшие классы, хотя они тоже могли бы перемежаться небольшими садами.
Священный участок в самом сердце Теночтитлана содержал, по словам одного очевидца, семьдесят восемь отдельных сооружений. Среди наиболее важных были Большой храм и Уицилопочтли, который был окружён Домом Орла (названный так из-за его каменного убранства) с одной стороны и пирамидой Тескатлипоки с другой. Перед Большим храмом стоял гладиаторский камень, цомпантли (подставка для черепов) и площадка для игры в мяч I-образной формы. В юго-западном углу стоял храм Солнца Тонатиуха и храм Кецалькоатля.
Там также был храм богини земли Тонанцин и здание Коатеокалли, в котором размещались статуи богов и различные другие произведения искусства, захваченные у побеждённых врагов. Наконец, на стороне храма Тлалок во время археологических раскопок археологи обнаружили рукотворную гору из подношений и отложений, которая была спроектирована так, чтобы имитировать священную гору Тлалока.
Великий храм (или Большой храм) занимает центральное место в священной зоне. На вершине пирамидальной платформы высотой шестьдесят метров, к которой ведут два лестничных пролёта, находились два храма-близнеца. Святилище на северной стороне было посвящено Тлалоку, богу дождя, а другое, на южной стороне, было посвящено Уицилопочтли, богу войны. Храм Тлалока отмечал летнее солнцестояние (символ сезона дождей), в то время как храм Уицилопочтли отмечал зимнее солнцестояние (символ сухого сезона и времени для войн). Монументальные ступени, ведущие к храму Тлалока, были выкрашены в синий и белый цвета, первый цвет символизировал воду, стихию, столь сильно ассоциирующуюся с богом. Напротив, ступени, ведущие к храму Уицилопочтли, были выкрашены в ярко-красный цвет, символизирующий кровь и войну.
Жертвоприношения, в том числе человеческие, совершались в обоих храмах, чтобы накормить богов и почтить их. Типичное жертвоприношение включало в себя то, что жертве вырывали сердце, сдирали кожу, обезглавливали, а затем расчленяли. После всего этого труп был сброшен со ступеней пирамиды так, чтобы скатившись, он останавливался у основания, где на массивном круглом камне была изображена Койолксауки, богиня, с которой в мифологии Уицилопочтли обращался подобным образом.
Когда испанцы прибыли в Теночтитлан, в распоряжении их лидера Кортеса было всего пятьсот человек и менее двадцати лошадей. Однако, завербовав союзников, таких как тласкаланцы, он смог осадить город, который в конечном итоге пал тринадцатого августа 1521 года. Великие памятники были разграблены, произведения искусства и драгоценные предметы были переплавлены, и цивилизация ацтеков рухнула. То, что осталось от города, было превращено в столицу Новой Испании, как испанцы называли свою новую колонию.
Раскопки внутри храмов и зданий Теночтитлана начались в двадцатом веке нашей эры и выявили истинную сложность истории этого места. Например, есть свидетельства того, что священный участок был построен поверх гораздо более ранних сооружений, что сами храмы много раз реконструировались и перестраивались, а внутри них были захоронены подношения, например, кораллы, раковины и морские обитатели, погребенные глубоко внутри здания храма.
Город был лишён почти всего самого ценного после своего краха, но, тем не менее, несколько потрясающих произведений искусства были почти чудесным образом извлечены из Теночтитлана. К ним относятся культовый Солнечный камень (он же Календарный камень), великая каменная скульптура Коатликуэ, камень Тизок, огромный круглый камень с изображением Койолксауки, который покоился у подножия мэра храма, Храмовый камень - каменный трон, вероятно, используемый Мотекухзомой II и украшенный богами и солнечным диском, и, наконец, синий керамический антропоморфный сосуд с изображением Тлалока.
В дополнение к этим великолепным произведениям ацтекского искусства раскопки храмов выявили тайники с произведениями многих ранних мезоамериканских цивилизаций, начиная с ольмеков, что свидетельствует о том, что ацтеки были признательными и даже благоговейными коллекционерами. Также было раскопано множество богато украшенных и тонко изготовленных керамических сосудов, которые показывают, что ацтекский художник был, возможно, более искусен, чем предполагалось вначале. Подавляющее большинство этих находок являются частью захватывающей коллекции Национального музея антропологии в Мехико, который, конечно же, был построен на вершине древнего города Теночтитлан.