Зарегистрировано — 123 432Зрителей: 66 517
Авторов: 56 915
On-line — 9 274Зрителей: 1791
Авторов: 7483
Загружено работ — 2 123 270
«Неизвестный Гений»
Новости
Как применить идеи средневекового томизма к современной жизни, и какой вклад в это учение внёс философ и святой Фома Аквинский
Святой Фома Аквинский был философом 13-14 веков. Сегодня он считается одним из самых важных мыслителей в истории западной философии. В дополнение к этому, Фома является одним из самых авторитетных религиозных философов: он объединил христианскую доктрину, прежде всего идеи святого Августина, с учением Аристотеля. Его философия, известная как томизм, широко изучается и обсуждается по сей день. О том, что такое основные идеи томизма, и как они могут быть применимы к современной жизни – далее в статье.
Краткая биография
Фома был одним из самых известных философов и теологов своего времени. Он также был одним из самых влиятельных религиозных деятелей средневековья и считается последователем Аристотеля. Ему удалось объединить в своих произведениях религиозные и философские взгляды своего предшественника.
Фома родился в Италии в 1224 году. Его отец носил графский титул и жил в замке недалеко от Неаполя. Семья хотела, чтобы их сын стал настоятелем в монастыре недалеко от замка. В возрасте пяти лет мальчик был отправлен в бенедиктинский монастырь и прожил там почти десять лет. Позже его приняли учиться в университет на четыре года. Там Фома познакомился с учением доминиканцев и по окончании учёбы решил вступить в их орден.
Но решение Фомы нарушило планы семьи, и будущий философ был похищен. Он был заключён в крепость, где провёл два долгих года. В 1245 году, после того как Фома был освобождён, он всё же стал членом доминиканского ордена. Затем он отправился учиться в Парижский университет, где стал учеником Альберта Великого. Три года спустя будущий знаменитый богослов вместе со своим учителем поступил в университет в Кёльне, где провёл два года. Наконец, в 1252 году он вернулся в доминиканский монастырь, но всего четыре года спустя его послали преподавать теологию в Парижский университет, где появились его первые работы. В 1259 году Фома был вызван папой в Рим и назначен советником по теологическим вопросам. Следующее десятилетие он провёл, преподавая в Ананьи и Риме. Параллельно он работал над теологическими и философскими трудами. В 1269 году Фома снова оказался в Париже, где сражался с Сигером Брабантским и с арабскими толкователями учения Аристотеля. Он добился того, что труды Аристотеля, переведённые арабами, были запрещены.
В 1272 году был опубликован знаменитый трактат о единстве интеллекта против аверроистов. Затем философа попросили приехать в Италию, где он был назначен главой новой доминиканской школы в Неаполе. Но год спустя Фома был вынужден оставить преподавание из-за плохого состояния здоровья.
В 1274 году Фома должен был присутствовать на церковном соборе, но он умер по дороге туда. В 1277 году архиепископ Парижский признал некоторые труды Фомы Аквинского еретическими; философа обвинили в чрезмерном интеллектуализме. Но, несмотря ни на что, интерес к его работам только возрастал, пока его не признал весь католический мир. Фому Аквинского стали называть великим философом и Ангелом школ. В 1323 году Папа Римский причислил Фому Аквинского к лику святых. Его память чтится 28 января. Сегодня мощи святого находятся в Тулузе.
Томизм
Томизм — это школа мысли, которая подчёркивает важность разума и традиции. Он, конечно же, назван в честь святого Фомы Аквинского. Томизм был влиятельным в Католической церкви, а также был подхвачен англиканами, лютеранами и кальвинистами. «Сумма теологии» Фомы, документ по религиоведению, относящийся ко временам средневековья, по-прежнему пользуется влиянием Католической церкви и на него часто ссылаются сегодня.
Философия томизма основана на убеждении, что разум и вера необходимы для достижения истинного знания. Это означает, что томисты признают существование естественного порядка вещей, который может быть познан с помощью разума. В то же время, чтобы знать определённые истины о Боге и морали, требуется откровение от Бога. Основные идеи томизма заключаются в том, что Бог является высшим источником знания и что люди могут многое знать о Великом Творце с помощью разума и откровения.
Томизм также подчёркивает необходимость гармонизации веры и разума и использования того и другого в поиске истины. Наконец, томизм утверждает, что существует объективный моральный порядок, который можно обнаружить с помощью разума. Эта философия оказала значительное влияние на западную мысль и на развитие католического богословия.
Томисты также считают, что люди рациональны и социальны по своей природе и что должны использовать разум для поиска истины и добра. Более того, томисты верят в существование объективных моральных ценностей и в то, что человек должен поддерживать эти ценности. Однако томисты верят, что истинное счастье достижимо только в загробной жизни.
Место государства в обществе
Подобно Аристотелю, Фома был убеждён, что человек - социальное существо и не может жить вне государства. Он считал, что целью государства является не только создание благоприятных условий жизни для граждан, но и укрепление добродетели и религиозности. Исследуя политическую науку, зародившуюся в глубокой древности, философ выделяет шесть типов правления. Он считает монархию, аристократию и систему Потлиса, подобную той, которая существовала в Древней Греции, справедливыми формами социальной организации. Среди несправедливых форм он называет тиранию, олигархию и демократию.
Так какой же наилучший способ управления? Святой Фома утверждал, что монархия - лучшая форма правления, потому что она наиболее близка к форме Божественного порядка в мире. Правильное развитие общества и его движение к добру и к Богу лучше всего осуществляется, если управление исходит из одного источника. Он дал ответы на многие философские и религиозные вопросы и устранил многие противоречия между верой и знанием. Из-за этого некоторые современные философы называли его «ангельским доктором», поскольку «доктор» — это высшая академическая степень в средневековой философии. Учение Фомы по-прежнему считается основополагающим в Католической церкви.
Современная актуальность святого Фомы Аквинского
Томизм оказал огромное влияние на формирование западной культуры и мышления, особенно в областях этики и естественного права. В последние годы наблюдается возрождение интереса к томистской философии, особенно в свете роста секуляризма и морального релятивизма. Многие учёные и мыслители утверждали, что философия томизма как никогда актуальна в современном мире.
Есть несколько ключевых аспектов томистской философии, которые делают её особенно актуальной в современном обществе. Во-первых, томизм поддерживает важность разума и объективной истины. В эпоху, когда многие люди быстро отвергают всё, что не соответствует их собственному индивидуальному мировоззрению, философия томизма обеспечивает столь необходимый голос для рационального мышления и объективной истины.
Во-вторых, томизм подчёркивает достоинство человеческой личности. В мире, где к человеческой жизни часто относятся как к чему-то одноразовому, томизм напоминает нам о присущей каждому человеческому существу ценности. Философия томизма всё ещё актуальна в современном мире. Её акцент на разуме, объективной истине и достоинстве человеческой личности является столь необходимым противовесом преобладающим тенденциям релятивизма и нигилизма. Томизм также дает ценный взгляд на создание справедливого и процветающего общества. По этим причинам томизм — это философия, которую стоит изучить и обдумать в сегодняшнем современном мире.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070323/55637/