После Первой мировой явно обозначилось разгромное поражение Германии вместе со всем Тройственным союзом. Наказанием за провал стали ограничения, запреты и значительные репарации. Бюджет Веймарской республики погряз в болоте, инфляция взмылась до небывалых высот, а деньги пришлось печатать дважды в сутки, порой просто приписывая нули на менее емкие купюры. Положение немцев усугубилось с Великой депрессией, и тут-то начали поднимать головы радикальные консерваторы. Подтопленная нация ждала кого-то, кто сумел бы напомнить обществу о былом величии. И такой человек появился - им стал Адольф Гитлер.
Сегодня, разумеется, его имя воспринимается в контексте фашистских преступлений против всего человечества. Но задолго до установления нацистского режима фюрер успел принести пользу внутри самой Германии. Его, надо сказать, положительные реформы смогли повысить уровень жизни немцев. Правда, исключительно для «расово чистых». Одним из планов предводителя Третьего Рейха стало обеспечение каждого гражданина персональным автомобилем. На заре 30-х немцы чаще всего передвигались на велосипедах. Но не все могли себе позволить даже двухколесный транспорт. А машина и вовсе приходилась одна на полсотни человек. Гитлер же задумал создать доступный каждому народный автомобиль.
Колесо завертелось, и уже спустя какое-то время доступность, качество и экономичность обеспечили "Жуку" небывалый успех на десятилетия вперед. На стартовый же момент производство этого автомобиля оставалось под огромным вопросом. Первые чертежи появились в 1934-м - после личной встречи Фердинанда Порше и Гитлера. Массовое же производство модели начиналось только к 1945-му. "Жук" задумывался небольшим автомобилем, вмещавшим стандартную немецкую семью до 5 человек и способным развивать скорость в 100 км/ч. Уж очень манили новые автобаны довоенной страны. Цена образца не должна была превышать 990 рейхсмарок, что было эквивалентно 8 средним зарплатам немецкого рабочего по уровню 1936 года. Но был один нюанс: для приобретения автомобиля бюргерам приходилось присоединиться к спецафёре госуровня, которую инициировало немецкое объединение "Сила через радость" (KdF). В ее честь "Жук" с 1938 года и носил официальное имя KDF Wagen.
Автомобиль стал мечтой каждой немецкой семьи, копившей финансы на долгожданную покупку, пока Гитлер не напал на Польшу. Впрочем, еще немногим ранее тоже возникали производственные проблемы в конкурирующих инженерных кругах. Чешская Tatra, к примеру, утверждала, что Порше пошел против ряда дизайнерских патентов. Речь, в частности, шла о разработках инженера из Австрии Ганса Ледвинка, восхищавшего Гитлера. В суд на Порше подавала и чешская компания, пока в дело не вмешался Гитлер. Немцы как раз оккупировали соседей, захватили автозавод и запретили выпуск автомодели "Ледвинка", так сильно похожей на "Жука". Правда, по окончании войны Tatra возобновила свой иск, и в 1961-м Volkswagen пришлось выплатить чехам солидную компенсацию, чтоб урегулировать вопрос без суда. Но Volkswagen «Жук» на тот момент уже зашагал по миру.
В 1945-м, когда завод отошел союзникам, производство возглавил британский майор-инженер Иван Херст. Еще в войну он заметил качество военной техники на базе Volkswagen и был уверен, что производство "Жука" обернется популярностью даже за пределами Германии. Херст не ошибся: в 1955-м с конвейера Volkswagen сошел миллионный экземпляр "Жука". В США о "Жуке" вскоре тоже узнали благодаря эффективной рекламной кампании. В следующие 60-е автомобиль превратился в самую продаваемую иномарку в США. Пятьдесят тысяч машин надежно служили Мехико в роли минитакси на протяжении 1972-2012-х.
Безусловно, нельзя отрицать губительную роль фашистской Германии и конкретных «художников» из Volkswagen. Сама же компания по сей день предпочитает не комментировать ту эпоху. Филиал Volkswagen Claccics даже не включил в корпоративную коллекцию наследия ни одного автообразца до 1950 года. Но истина, как водится, где-то ближе к центру. И с банальным утверждением о том, что «Volkswagen основали нацисты», можно спорить. Вся история «Жука» и компании, которая произвела этот автомобиль при Гитлере и после войны продавала его на площадях всего земного шара, связана с фюрером меньше, чем может показаться. Стоит отметить и тот факт, что Volkswagen далеко не единственный мировой бренд, замаравшийся в нацистской истории. Архивы хранят множество изображений Гитлера в «Мерседесе». Можно вспомнить и то, насколько участливо работали на нацистов учредители Opel. Да и лично Генри Форд получал от предводителя фашистов поздравительные открытки. Что касается, как минимум, Германии, то безупречной нельзя назвать ни одну крупную индустриальную компанию военного периода.
Защитники репутации Volkswagen любят делать акцент на популярном заблуждении о том, что якобы Адольф Гитлер собственноручно спроектировал дизайн народного автомобиля, впоследствии известного, как VW Beetle. Действительно, Гитлер нарисовал два-три скетча, и эти рисунки напоминают финальный Beetle. Но лишь отчасти. Эти эскизы можно наложить на длинный ряд заднемоторных авто той эры – тот же Mercedes-Benz 130H, например. Да и не был Гитлер автомобильным инженером, а своими ранними результативными внедрениями в экономической сфере привлек на свою сторону людей бизнеса.