Порше стал знаменитым после того, как Адольф Гитлер в 1934-м выступил с намерением создать народный и доступный каждому немцу автомобиль. За проектирование будущего Volkswagen «Жук» и взялся перспективный конструктор Фердинанд, вписав свое имя в историю всемирной автомобильной промышленности.
Фердинанд Порше появился на свет 3 сентября 1875-го и воспитывался владельцем ремонтной мастерской. Основы инженерного дела в нем заложили преподаватели Венского университета. Самые первые спроектированные Порше автомобили на рубеже 19-20 веков были гибридными и электрическими. Один из таких образцов завоевал в 1900-м высшую награду на Парижской выставке.
В Первую мировую конструктор проектировал надежные двигатели под дирижабли и самолёты, а после войны переключился на гоночные автомобили. После согласия сотрудничать с Гитлером Порше контролировал строительство заводов, предназначенных для выпуска «народного авто». И хотя ни одна гражданская машина с довоенного конвейера так и не сошла, те предприятия были заняты производством военной продукции. Как утверждает Константин Залесский, автор работы «Элита Гитлера во Второй Мировой…», начиная с 1938-го и до самого окончания Второй мировой Фердинанд Порше лично разрабатывал образцы военной техники на заводах Volkswagen. Самое значимое достижение Порше на благо нацистской Германии - проектирование первых модернизированных немецких танков «Тигр» и САУ «Фердинанд». В общем, ничего удивительного и несправедливого нет в том, что в 1945-м конструктора арестовали и поместили в лагерь.
Но это было позже. А задолго до военных событий, в 1931-м, Фердинанд Порше основал в Штутгарте небольшое инженерное бюро. Есть сведения, что собственное предприятие у него появилось только к 1941 году. Но в книге Михаила Медведева «10 автомобилей, которые перевернули мир» указываются более ранние сведения. После первых экономических реформ молодого фюрера Порше занялся активным разыскиванием партнеров, предлагая для реализации собственные разработки. Но Европу на тот момент крепко держал глубокий кризис, и заманить инвестиции в только-только открывшуюся компанию было непросто. Именно в такой затруднительный момент в офис Порше и пожаловала делегация прямиком из Москвы.
Советские представители познакомились с немецким коллегой, осмотрели его владения и настойчиво пригласили Фердинанда нанести ответный визит. Ему обещали интереснейшую с профессиональной точки зрения экскурсию по объектам советского автомобилестроения и авиационным/танковым заводам. Подумав немного, Порше дал согласие. Через время известный немецкий конструктор уже колесил по необъятным просторам СССР. Его, как и обещали, встретили, будто особо важную персону государственного значения. Не менее пышно гостя потчевали и в самой Москве, где с личного согласия Сталина он также посетил основные заводы по производству автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Побывал Порше и в главных конструкторских бюро, и даже на секретных оборонных предприятиях. Исходя из специфики, зафиксированных сведений о тех событиях немного. Известно одно: после продемонстрированного доверия в адрес гостя, Сталин сделал ему предложение небывалого масштаба. Перед Порше замаячила перспектива стать советским министром! По одной версии, такую пропозицию озвучил один из представителей советского правительства. Но некоторые историки утверждают, что Фердинанд побывал в кремлевском кабинете Иосифа Виссарионовича, который и предложил иностранцу возглавить отечественный автопром. И, якобы, пообещал создать отдельный наркомат авиастроения, танкостроения и автомобилестроения, опираясь на пожелания Порше. Удивляться тут нечему. На Западе буйствовал экономический кризис, а Москва на том фоне смотрелась сытой и тихой гаванью. На индустриализацию тогда коммунисты денег не жалели, собирая под красные знамена самых лучших инженеров мира. Так что, условия Порше предлагались царские, а финансирование - неограниченное. Единственное, что требовалось взамен – отказаться от любых контактов с родней, решившей остаться в Германии. Фердинанд не решился.
Исторические архивы предлагают несколько версий. Есть мнение, что Порше отказался от столь заманчивого предложения, потому что не видел возможным перевезти всех близких и дорогих ему людей в Советский Союз. Другие же говорят, что в такой возможности ему было отказано Сталиным. Правда, это кажется маловероятным. Третья часть историков допускает, что конструктора попросту напугал языковой барьер, что в инженерном деле выступило бы серьезной проблемой и могло даже сказаться на результатах работы. И, наконец, одна из озвучиваемых версий - неверие европейского конструктора в потенциал и перспективы страны, не воспитавшей ни одного достойного инженера.
Как бы там ни было, Сталин знал, что стране нужны «мозги» и поступил с Фердинандом Порше максимально учтиво. И, надо заметить, такой шаг не был прецедентным. На тот момент в СССР во всю трудились десятки немецких специалистов. Например, компания инженеров конструктора Гроте разрабатывала проект позиционного танка, а известный в Германии конструктор Фолмер проектировал для Красной Армии колёсно-гусеничный танк. Но Порше принял решение работать на Германию, и с воцарением Гитлера был добровольно обласкан нацистским вождем, немало потрудившись во благо Третьего Рейха.