В конце позапрошлого века железнодорожный магнат Эдвард Уоткин захотел построить в районе Лондона Уэмбли (теперь тут знаменитый стадион) аналог Эйфелевой башни. Эта постройка должна была стать самой высокой в мире.
Уоткин обратился за помощью к Гюставу Эйфелю, но тот вежливо отказался (видимо, посчитав, что его согласие на такое предложение было бы непатриотичным). Тогда был объявлен конкурс проектов, большинство из которых, правда, оказались неосуществимыми. Однако победитель все же был определен и работы начались. Увы, идея оказалась провальной. Возведение «лондонской Эйфелевой башни» остановили еще на начальном этапе.
Это чудо модернизма, помпезности и абсурда, придуманное архитектором Борисом Иофаном, должно было стоять там, где теперь расположен возрожденный Храм Христа Спасителя (напомним, что в советские годы его взорвали). Предполагалось, что Дворец Советов будет символизировать торжество социализма.
На вершине советского небоскреба, который по высоте должен был переплюнуть американский Эмпайр-стейт-билдинг, должна была стоять гигантская фигура Ленина (высота здания вместе с вождем должна была составить более четырехсот метров).
Внутри Дворца Советов планировалось установить десятки лифтов и эскалаторов. Реализовать грандиозный проект помешала начавшаяся война. Дальше фундамента дело не сдвинулось, в итоге в советские годы на этом месте построили бассейн «Москва», который в постсоветский период благополучно снесли.
После взятия Бастилии в Париже установили фигуру Слона (по идее Наполеона, предложенной им еще в 1808 году). Ее можно было видеть с 1813 по 1846 годы, она вызывала у горожан большой интерес, и эту достопримечательность даже упоминал Виктор Гюго в произведении «Гаврош».
Вообще мегастатую должны были отлить из бронзы (в ней, как в полноценном здании, даже предусматривались внутренние интерьеры), а фигура, простоявшая несколько лет и так полюбившаяся парижанам, была лишь временным гипсовым макетом. Однако проекту не суждено было осуществиться. В итоге гипсового слона снесли, а на его месте возвели Июльскую колонну.
Прежде чем возвести в двадцатых годах прошлого века в Чикаго знаменитый неоготический небоскрёб Tribune Tower, был объявлен народный конкурс на лучший проект. За победу боролись лучшие архитекторы, представив свои амбициозные и интересные варианты. Двумя наиболее вероятными претендентами были проект здания в виде дорической колонны и в виде гигантского наконечника стрелы.
Победил, как известно, проект нью-йоркских архитекторов Джона Мида Хауэллса и Реймонда Гуда, а два нереализованных остались лишь в архивах – их сохранили для истории. Впрочем, они оказали дальнейшее влияние на строительство небоскребов в Америки.
В 1815-1820 годах в честь победы британцев в Трафальгарском сражении и битве при Абукире в Лондоне планировали построить 22-ступенчатую пирамиду высотой около 100 метров. Она должна была стоять на Трафальгарской площади.
Появись в британской столице такая достопримечательность – Лондон имел бы сейчас не совсем европейский вид. О том, как выглядела бы современная лондонская площадь, если бы на ней возвышалась эта достопримечательность, продемонстрировали на фотографии сотрудники компании Barratt Homes, сделав визуализацию этого неосуществившегося проекта.
Текст: Анна Белова