Всемирно известный пейзажист XIX века Иван Иванович Шишкин появился на свет в семье купца в небольшом городе Елабуге (сейчас территория Татарстана). Буквально с малых лет Ивана интересовало все, что связано с миром искусства. Его добродушие легко расположило к нему горожан, и его избрали управляющим. Иван Иванович пытался как мог содействовать развитию родного города. К слову, это отражалось и в его работах, например, на картине «История города Елабуга».
Помимо художественного искусства, Шишкин увлекался археологией, поэтому частенько принимал активное участие в различных экспедициях. Некоторый период своей жизни художник жил за рубежом, где стал академиком в одной из влиятельнейших немецких и европейских школ — Дюссельдорфской художественной школе. Там Иван Иванович не только научился основным художественным приемам, но и внес что-то новое. Он не боялся экспериментировать, полагаясь на свои чувства, и получил в итоге невероятную реалистичность и собственный неповторимый стиль.
Иван Иванович был активистом объединения передвижников, куда входили многие известные российские художники. Он стал истинным авторитетом в искусстве: его стиль пытались повторить другие живописцы, а его творения вдохновляли многих талантливых людей в мире поэзии и музыки. Не многие смогли после Шишкина так красиво и, что не менее важно, реалистично и точно изобразить все разнообразие русской природы.
Шишкин довольно часто ездил по различным уголкам родины, после чего воспевал в своих творениях величественную и многогранную красоту природы России-матушки. Весь свой жизненный путь мастер восторгался и вдохновлялся природой. Он видел в окружающем мире невообразимое количество красок и тонов.
Причем Шишкин изображал природу такой, какой она была на самом деле: он не любил приукрашивать или же преувеличивать увиденное. В его работах всегда сочетался реализм и некий поэтический взгляд на окружающий мир. Самое главное, что художник никогда не давал своему настроению или же личным бедам как-то отразиться на его творениях.
С особой любовью Шишкин относился к природе леса, пленящей его невероятным буйством всевозможных красок В основном мастер искал девственную флору, не знавшую людских рук. Не зря современники Шишкина прозвали его «царем леса» и «лесным художником». Больше всего в лесу художник любил наблюдать, как яркие солнечные лучики пытаются пробиться сквозь пышные кроны деревьев. Собственно, картина «Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году, является еще одним подтверждением невероятной любви Ивана Ивановича к лесам.
Автору удалось запечатлеть короткий момент из огромной лесной жизни. Благодаря своему творению художник умело передал на холсте момент рассвета одного удивительного солнечного утра. Эта картина будто некий миг возрождения новой жизни леса. На полотне удивительно тонко показан пробуждающийся после ночи лес, а также четверо еще немного сонных медвежат.
Чтобы подчеркнуть утреннее время суток, автор изобразил на полотне легкий туман, виднеющийся между деревьями, а также легкие, еще не жаркие лучи поднимающегося солнца. На этом полотне, как и в большинстве своих работ, Шишкин подчеркнул величие и простор дикой природы. Этого он добился, специально срезав на картине верхушки сосен.
Те, кто рассматривал эту картину, скорей всего заметили, что дерево, на котором лазают медвежата, вырвано с корнем. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть, что изображенный на картине лес абсолютно нелюдим, и там обитают лишь дикие звери, а деревья падают не от рук человека, а просто от старости.
Существует заблуждение, что картину «Утро в сосновом лесу» Ивану Шишкину помогал создавать Виктор Васнецов, но это не так. Конечно, эти два известных художника были знакомы и даже вместе были членами клуба передвижников. Однако те, кто разбирается в живописи, понимают, что Виктор Михайлович не мог написать подобный пейзаж, так как его стиль сильно отличается от написанного. И хотя периодически имена этих художников упоминаются вместе, нет никаких сомнений, что эту картину написал именно Шишкин.
Однако, стоит заметить, что соавторство все же было, но с другим художником. Дело в том, что Шишкин был невероятным мастером пейзажей, а вот изображать зверей ему удавалось не так легко, поэтому он лишь изредка брался за них в своих творениях. Так произошло и с картиной, которой посвящен сегодняшний обзор.
Существует история, как однажды Иван Шишкин и Константин Савицкий вдвоем направились на природу. Утро, проведенное в сосновом лесу, выдалось невероятным и восхитительным, и художники непременно решили его запечатлеть. В поисках прообраза эти двое отправились на остров Городомля, расположенный на озере Селигер, где и был найден подходящий пейзаж, который не оставил равнодушными художников и подарил им еще большее желание создать шедевр. На этом острове, покрытом лесами, художники нашли места, нетронутые человеком.
Шишкин создал пейзаж, а вот четверо милых медвежат принадлежат кисти Савицкого. Есть мнение, что именно Константин Аполлонович придумал эту идею. Изначально медвежат было двое. В этом можно убедиться по эскизам Шишкина, которые сейчас хранятся в Государственном Русском музее. Но вот на полотне Шишкин не захотел самостоятельно изображать медвежат. Возможно, он понимал, что они могут получиться у него не так хорошо, как лес, или же просто решил помочь другу заработать, так как, по некоторым сведениям, Савицкому нужны были деньги.
Впервые картину «Утро в сосновом лесу» представили на Передвижной выставке в 1889 году. Тогда на полотне еще стояли подписи обоих художников. Коллекционер Павел Третьяков купил полотно за 4000 рублей, четверть из которых досталась Савицкому, а остальное забрал Шишкин. После передачи картины Третьяковым в галерею, на холсте осталась лишь подпись Шишкина. Сейчас подлинный экземпляр все также хранится в Третьяковской галерее. Кстати, поначалу в галерейной описи полотно называлось «Медвежье семейство в лесу», но уже тогда там не была указана фамилия Савицкого. Сейчас есть несколько версий, почему же была стерта подпись второго художника.
Есть мнение, что Третьякову работа Шишкина казалась намного значимей, поэтому он и убрал имя соавтора. Он видел в этой картине все, от замысла до исполнения, свойственное только Шишкину. К тому же даже первые эскизы медведей принадлежат именно Ивану Ивановичу. Изначально из-за этого у Савицкого были претензии к Третьякову и Шишкину, но в скором времени художник отступил и больше не претендовал на соавторство.
Также существует версия, что Савицкий отказался от картины в пользу Шишкина после того, как раскритиковали его медвежат. Например, как-то раз поэт Василий Михеев поделился своим впечатлением о нашумевшем полотне. Василий Михайлович восхвалял работу Шишкина, подчеркивая, как удивительно точно он смог передать утреннюю атмосферу леса, седой туман и величие сосен.
А вот медвежата, по его мнению, мешают цельности картины, и даже портят общее впечатление. К тому же Михеев раскритиковал самих медвежат, считая, что их можно было изобразить и получше. Однако никто не знает, была бы настолько известна эта картина, если бы на ней не появились эти забавные медвежата.
Картина быстро стала невероятно популярной, и вскоре ее репродукции начали использовать в различных сферах: в кинематографе, на почтовых марках, конфетных обертках. Из-за большого тиража эту картину начали воспринимать как элемент китча на советском и постсоветском культурном пространстве.
Кстати, из-за сладостей, на которых изображена репродукция Шишкина, некоторые россияне сейчас называют известную картину — «Три медведя». Такое ошибочное название появилось из-за того, что на некоторых обертках конфет и шоколадок нарисованы трое, а не четверо медвежат. Также в народе зачастую картину называют «Утром в сосновом бору». Возможно, такое название некоторым кажется более звучным и необычным.