Зарегистрировано — 123 436Зрителей: 66 521
Авторов: 56 915
On-line — 12 249Зрителей: 2394
Авторов: 9855
Загружено работ — 2 123 307
«Неизвестный Гений»
Новости
Что умели делать 10-летние крестьянки на Руси и Было ли у них время отдыхать за играми
Хозяйкам на Руси приходилось непросто. «Хозяйство вести — не сумой трясти», - гласит известная пословица. Девочек приучали к труду с 5-летнего возраста. Благодаря примеру мам и бабушек, девочки постепенно переходили с одного уровня ответственности на следующий. А к десяти они уже являлись полноценной «хозяйственной единицей» с множеством ответственных обязанностей. К десятилетней дочке предъявлялись требования, наравне со взрослыми. А если соседи вдруг начинали неуважительно отзываться о ней, как о «непряхе», на хорошего жениха можно было не рассчитывать.
Дисциплина и послушание
Воспитание детей на Руси исторически окутано поверьями и обрядами. Первое и главное – дисциплина. Дети, прежде всего, обязаны были уважать старших и следовать их родительской воле. С ранних лет малыши знали, что мальчикам предстоит всю жизнь выполнять роль добытчика, а девочкам - хозяйки и мамы. С глубокого детства они приучались к трудолюбию, аккуратности, целомудрию. "Домострой" настаивал, что дочь должно воспитывать в строгости. Начиная с 5 лет, в обязанности девочке вменялись помощь с младшими детьми, работа по дому и в поле. Мать знала, что от качества привитых навыков будет зависеть, вырастет ли дочь хорошей женой. Любая взрослая девушка обязана была уметь рукодельничать, вести хозяйство и вкусно готовить. В 5-6 лет малышка, в нашем сегодняшнем понимании, осваивала прядение, помогала по дому и на земельном участке, ухаживала за младшими братьями и сестрами, убиралась у скотины. Такая поступательность через несколько лет гарантировала качественные результаты.
Воспитание личным примером
В давние времена семья из нескольких поколений обитала в одном доме. Подрастающая девочка круглосуточно впитывала опыт старших женщин, которые всегда были на глазах. Конечно, основной ответственной за обучение считалась мать, которая действовала исключительно собственным примером. Сначала демонстрировала, как выполнять то или иное дело, затем доверяла помогать себе, а со временем поручала самостоятельные обязанности. Сегодня чаще всего ребенок видит работающую мать дома только пару часов до сна. А старый жизненный уклад позволял девочкам расти более хозяйственными. В магазины за покупками не ходили, довольствуясь только тем, что приготовили и изготовили сами. Так что домашних дел хватало на всех.
В крестьянской избе занавеска отделяла угол, который называли «бабий кут». В этом женском месте и проводили большую часть времени девочки. Повторяя за мамой, наводили порядки в "посуднике", пересеивали сыпучие продукты, перематывали пряжу. Мужчины даже не заглядывали в женский угол без особой надобности. А появление здесь постороннего мужчины и вовсе могли счесть за наглость и оскорбление. К десяти годам дочь уже полноценно участвовала во всех хлопотах: отвечала за чистую посуду, убиралась, готовила несложную крестьянскую пищу. Так, поступательно и естественно ребенок нагружался таким объемом домашних обязанностей, какой сегодня не каждой взрослой хозяйке по силам.
Пестуньи и ткачихи
Многодетные русские семьи строились на «догляде» - помощи старших детей в воспитании младших. Часто родители на весь день уходили в поле, оставляя совсем еще крох под ответственность старших сестер. У люлек с младенцами чаще всего можно было увидеть девочку-подростка. Качая ногой прикрепленную к потолочной балке колыбельку, она параллельно рукодельничала. Кроме укачивания, умела пеленать, делать из пережеванного хлеба соску, кормить малыша. В общем, знать, как успокоить раскапризничавшегося ребенка. При необходимости девочка 10 лет шла в "пестуньи" – тогда так называли нянек. Если семья нуждалась в деньгах, дочь зарабатывала в чужом доме на общие нужды. Причем, сумма выходила за несколько месяцев существенная, как для подростка. Иногда с пестуньей расплачивались едой – мукой, картошкой, яблоками.
Еще одним ключевым элементом крестьянской культуры на Руси было ткачество. Ткани изготавливали самостоятельно, после чего из отрезов уже получались одежда, полотенца, платки, скатерти и другое. Первым делом девочек учили наматывать нитки на цевки, после - трепать лен и только потом уже прясть из него. К 5 годам отец мастерил для дочки собственную прялку, передавать которую в другие руки считалось дурным делом. Согласно народному поверью, прикоснувшись к прялке, подружка может ее сглазить и разладить.
Освоив прядение, девочка переходила к ткацкому станку, умея в 10 лет соткать пояс и рушник. Но это далеко не все навыки. К этому возрасту дочь в полную силу помогала родителям в поле. В круг ее обязанностей входили сбор колосков и вязание снопов. Девочка-подросток знала принципы выращивания овощей, пасла коз, коров и домашнюю птицу, мыла скотину и содержала в порядке стойла.
Усердно трудясь, дети ценили похвалу и одобрение старших. Трудолюбие считалось высшей целью. При этом нужно сказать, что крестьянские дети не только работали с восхода и до заката. Родители хоть и были строги, но не лишали своих чад обычных детских радостей. Они, как и мы в их возрасте, любили играть и веселиться. Существовало множество распространенных игр и развлечений, которые передавались из поколения в поколение. К примеру, для самых младших делались тряпичные куклы, которыми они играли в "дочки-матери". Старшие шили для кукол наряды, заплетали косы, прихорашивали оригинальными украшениями. Такая незамысловатая игра одновременно являлась отработкой и совершенствованием освоенных ранее навыков.
Такая девичья забава поощрялась. Считалось, что если девочка получает удовольствие от игры с куклами, то в будущем она вырастет заботливой матерью и старательной хозяйкой. Подрастая, дочки встречались с подружками. Распевая песни, они занимались рукоделием – вышивали, пряли, вязали. В летнее время года компаниями ходили в лес, параллельно собирая грибы, ягоды, хворост и траву на сено.