Зарегистрировано — 123 434Зрителей: 66 521
Авторов: 56 913
On-line — 12 236Зрителей: 2391
Авторов: 9845
Загружено работ — 2 123 274
«Неизвестный Гений»
Новости
Как три отца Церкви, основали монашеские ордена, которые просуществовали более 1000 лет
В ранней христианской истории три отца Церкви, святой Макарий, Василий и Бенедикт основали монашеские ордена, просуществовавшие более тысячи лет. Мужчины и женщины, принявшие религиозные обеты, стремились жить духовной жизнью, не отвлекаясь на мирские заботы. Их главным образцом для подражания был Иисус Христос, который ничем не владел и посвящал свою энергию другим, формулируя видение общественного сознания и самоотречения, противоречащее человеческой склонности к эгоизму и саморекламе.
Святой Макарий
Многие люди думают, что христианское монашество уходит своими корнями в Египет. Но новые исторические исследования показывают, что монашеские ордена возникли почти одновременно по всему древнему Ближнему Востоку. Тем не менее, Египет является колыбелью некоторых важных монашеских орденов благодаря их лидерам, оказавших значительное влияние на будущее монашества на христианском Востоке и Западе.
Существовало два вида ранних монашеских орденов. Первый, герметизм, был разновидностью монашества, характеризующегося уединением, когда человек полностью отрешался от мира, чтобы получить сильный религиозный опыт. Другим был кенобитизм, монашество, организованное как религиозный орден, регулируемый правилом. В расцвете сил святой Макарий оставил всё, что мог предложить ему мир, и ушёл в пустыню, прожив там в бедности и самоотречении шестьдесят пять лет; он верил, что в человеке, помимо физической и умственной, есть сверхъестественная жизнь.
Макарий решил стать отшельником в зрелые годы. Его решение было вызвано не сиюминутным, безрассудным юношеским энтузиазмом, а зрелым решением тридцатилетнего мужчины, у которого была профессия и работа. Он был пекарем, который не смотря ни на что, решил уйти в пустыню, дабы полностью посвятить себя спасению и совершенствованию души, развитию жизни в благодати, в полной свободе евангельской бедности.
В постоянной молитве и созерцании он стремился к совершенству, преодолевая отречением все беспорядочные наклонности. Он заполнял свои дни постом, работой и молитвой, а также возделывал скудный клочок земли, чтобы обеспечить себя хотя бы самым необходимым для жизни. Патриарх Александрийский даже рукоположил его в сан священника, чтобы он мог духовно руководить другими. В конце всех своих епитимий и постов, как и многие другие отшельники, он дожил до глубокой старости и умер святой смертью в 398 году.
Несмотря на то, что святой Макарий был источником вдохновения, он сам не создавал правила, хотя одно из них носит его имя. Оно основано на знаменитых пятидесяти проповедях, написанных в форме писем аббату Симеону и его монахам. Содержание этих проповедей ориентировано на совершенствование духа. Они говорят о последствиях первородного греха и делятся мыслями о том, как освободиться от них с помощью молитвы.
Это правило представляет собой синтез различных других писаний, в частности его предшественника святого Пахомия, который написал краткие инструкции о том, как жить отшельнику. Эти идеи были приняты святым Антонием Великим, настоятелем синайских монастырей, который сам писал мало. Тем не менее, его последователи безмерно почитали его.
Агиография святого Антония была написана святым Афанасием, крупнейшим богословом древнего христианского Востока. Это наследие нашло свой путь к святому Макарию, который был настолько вдохновлён египетскими отцами-пустынниками, что систематизировал образ жизни самых ранних христианских монахов.
Святой Василий
Каппадокия открылась христианству благодаря миссионерской деятельности святого Григория Чудотворца в третьем веке. Однако к четвёртому веку Каппадокия стала центром христианской деятельности, и там жили великие богословские умы, такие как святой Василий, святой Григорий Назианзинский и святой Григорий Нисский. Среди них святой Василий Великий почитается как автор монашеского устава, который и сегодня управляет жизнью православных христианских монахов.
Василий родился в Каппадокии Кесарийской в богатой христианской семье, известной своим христианским духом. Он был слабым, застенчивым и не особенно здоровым, но с юности обладал авторитетом, который исходил от всей его личности. Что касается его высшего образования, Василий посещал школу риторики в своём родном городе, затем стажировался в Константинополе и, наконец, в Афинах. В Афинах он познакомился с Григорием Назианзинским, с которым у него установилась дружба, продлившаяся до конца его жизни. Около 356 года он вернулся в свой родной город, где начал карьеру ритора, от которой позже отказался по настоянию своей сестры Макрины, чтобы полностью посвятить себя Богу.
Несмотря на то, что он получил основательные христианские наставления от своей семьи, он был крещён только после некоторых важных жизненных решений. В 358 году, после смерти своего отца, Василий отказался от мирской карьеры, продал своё имущество, попросил крещения и удалился в семейное поместье на реке Ирис на Понте вместе с матерью и сестрой. Его образ жизни разделял его младший брат Григорий из Ниссы, пока он не женился. Григорий Назианзинский не нашёл идеала жизни, но он всё ещё пользовался гостеприимством в поместье и своим длительным пребыванием способствовал становлению Василия.
Василий взял на себя управление епархией в качестве священника, поскольку епископ Кесарийский Евсевий не подходил для сложной ситуации, когда обсуждались основные догматы христианства. Он сразу же приступил к реализации двух важных целей, ставших приоритетом всей его жизни: борьба с имперской философской политикой и объединение восточных гомуузианских церквей по пути Никейского исповедания и общения с Римом.
Когда Евсевий умер в 370 году, Василий сменил его на посту митрополита Каппадокийской Кесарии, несмотря на его решительную оппозицию имперской политике. Став епископом, он поспешил встать на сторону Афанасия в борьбе с арианством. Его аскетическая и благотворительная деятельность стала более интенсивной в его новой роли, потому что у него было гораздо больше возможностей и финансов. Таким образом, в 374 году он основал новый город за пределами городских стен своей епископской резиденции, так называемую Базилиаду, чтобы принимать прокажённых, раненых, больных, бедных и паломников и заботиться о них. Этот город, получивший имя Василия, представлял себя воплощением евангельских принципов бедности и милосердной любви. Что касается внутрицерковных споров, то даже более поздние попытки самого императора Валента в 372 году не отвратили Василия от православия. Даже когда была создана новая провинция, Каппадокия II, с главным центром в Тиане, Василий не выпускал ситуацию из своих рук.
Он изо всех сил трудился для единства Церкви, пытаясь уменьшить разногласия между епископами Малой Азии, а также поддерживал умеренную догматическую формулу, которая гарантировала исповедание веры, не навязывая различным традициям большего, чем того требовало Священное Писание: исповедание Никейского символа веры и разрыв общения с теми, кто считал Святого Духа существом, не навязывая при этом новых формул.
После путешествия по Сирии и Египту, где распространилось монашество, Василий составил «список» из 1500 строк Нового Завета, так называемых «Моральных правил», краткое изложение христианских обязанностей в связи с кризисом того времени. В то же время он посвятил себя, вместе с Григорием Назианзинским, изучению мысли Оригена, извлекая экзегетическую и философскую методологию из его работ, в результате чего был создан его труд «Филокалия». Аскетические общины, даже те, которые были сформированы до него и были относительно независимы от него, тем не менее полагались на него и в то же время оказывали ему поддержку. Они пригласили его ответить на их вопросы, касающиеся толкования Евангелия, что привело к появлению «Asketikon», сборника ответов.
Важно подчеркнуть, что Правило святого Василия носит его имя из-за его организаторских способностей, а не потому, что он изобрёл все правила. Василий собрал монашеские принципы от зарождения христианства до своих дней и систематизировал их. Более того, его правила были скорее предложениями, чем обязательствами. Только при Феодоре Студите эти правила стали обязательным образом жизни для православных монашеских орденов.
Святой Бенедикт
Святого Бенедикта называют отцом западного монашества, потому что он привнёс монашеский образ жизни в Западную Церковь и дал ей важные ориентиры. Папа Павел VI провозгласил его покровителем Европы 24 октября 1964 года, желая признать его, потому что он оставил неизмеримые сокровища всей Европе своим правлением и своей деятельностью в различных областях, особенно в религии и культуре.
Святой Бенедикт родился около 480 года вместе со своей сестрой-близнецом Схоластикой, тоже святой. Родители отправили его учиться на юриста, но он прекратил учёбу в Риме и удалился в уединение. Некоторое время он жил в общине аскетов на холмах близ Субьяко. Тем не менее, он хотел развить ещё большую личную духовность, поэтому удалился в полное одиночество, поселившись в пещере и проведя там три года.
Люди начали говорить о его святости, поэтому монахи или отшельники, жившие в общине, пришли из соседнего монастыря и попросили его стать их настоятелем, потому что их настоятель умер. Святой Бенедикт согласился, но, когда он пришёл к ним, он был весьма разочарован, потому что почувствовал, что первый восторг от жизни в общине ослаб, и в неё начали вкрадываться недисциплинированность и коррупция. Он решил навести порядок, но монахи попытались отравить его, потому что терпеть не могли такого строгого руководителя.
Разочарованный таким положением дел, он уехал от них в Субьяко, где основал двенадцать небольших монастырей и назначил двенадцать настоятелей, сам за всем наблюдая, и таким образом организовал сплочённую общину, в которой ввёл порядок и дисциплину. Они стали называться бенедиктинцами. Братья приняли его, но его работа вызвала зависть у других, в итоге, он вновь ушёл. На холме Монте-Кассино, между Римом и Неаполем, вместе со своими братьями он построил большой монастырь и две церкви.
Монте-Кассино стал значительным религиозным и культурным центром. В нём бенедиктинцы под строгим надзором Бенедикта действительно жили жизнью, полной послушания, братской любви и идеализма. Их главным девизом было: Ora et labora! (Молись и работай!). Бенедиктинцы проводили много времени в молитве, но они также занимались физическим трудом: обрабатывали поля и сады, занимались различными ремёслами, переписывали религиозные тексты и выполняли другую полезную работу.
С момента своего строительства и до наших дней монастырь Монте-Кассино претерпел много разрушений из-за лангобардов и сарацин, землетрясений (в четырнадцатом веке) и грабежей (французов, неаполитанцев, пьемонтцев). Кроме того, во время Второй мировой войны там дислоцировались нацистские солдаты, поэтому союзники полностью разрушили этот памятник культуры в феврале и марте 1944 года. Окончательно он был восстановлен в 1949 году.
Сестра святого Бенедикта — святая Схоластика также во всем следовала за своим братом, именно поэтому Бенедикт основал женский орден, также называемый бенедиктинками, и построил для них монастырь у подножия Монте-Кассино, назначив святую Схоластику настоятельницей, которая стала матерью западных женских монастырей, приняв правление святого Бенедикта.