Люди на подводных уровнях находили на морском дне затонувшие артефакты во все эпохи. Впрочем, на протяжении довольно длительного времени это занятие имело собственнический характер: вместо изучения истории предков водолазы просто искали сокровища или хоть что-то более-менее ценное. А вот подводная археология, также известная как гидроархеология в качестве науки началась только в 1900 году, когда у побережья греческого острова Антикитера были найдены останки корабля, который затонул ещё в I столетии до нашей эры. Обнаружили его ныряльщики за губками, ими же было поднято множество бронзовых статуй, обнаруженных там же.
Интересный факт: среди предметов, которые позднее достали с того же места, оказался знаменитый «антикитерский механизм», который называют первым античным компьютеров.
К слову, корабль сохраниться не смог, однако дошедшие до начала ХХ века фрагменты позволили сделать вывод, что его длина состояла 30 метров, ширина - десять метров. Однако археологи просто мечтали увидеть воочию античный корабль, известный только по изображениям. И им улыбнулась удача в 1967 году, когда кипрскими и греческими ныряльщиками был обнаружен рядом с островом Кирения сравнительно целое судно. Его так и назвали - киренийский корабль, и он является единственным судном классической античной эпохи, которое сохранилось.
Другая поразительная находка подводных археологов подарила науке сразу два корабля. Они относились уже к римской эпохе, чей император Калигула, приказал возвести две большие галеры на озере Неми недалеко от Рима. Когда именно она затонула - до или после убийства Калигулы в 41 году нашей эры - неизвестно. Однако найдены они были только две тысячи лет назад. Кстати, местные о них знали, но со столетиями история этих галер превратилась в мифы и легенды. При этом впервые попытались найти сокровища Калигулы с его кораблей были предприняты ещё в средневековую эпоху.
Удивительно, но корабли из Неми явил миру никто иной, как фашистский дуче Бенито Муссолини. Когда он пришёл к власти в 1926 году, частью его идеологии было налаживание связи Италии с Древним Римом, поэтому были начаты археологические работы по подъёму легендарного наследия в виде тех самых античных галер. Процесс занял семь лет и был очень сложным: корабли слишком вросли в ил. Для того, чтобы достать суда, пришлось использовать оставшийся с древнеримских времён водоотводящий канал. В результате суда достали, законсервировали и соорудили для них музей. Однако сегодня на них посмотреть не получиться: их уничтожили немцы в годы Второй мировой войны.
Следующая веха в подводной археологии, которая помогла презентовать человечеству новые античные корабли, пришлась на 1981-1982 годы. Тогда в водах Рейна были найдены отлично сохранившиеся останки древнеримских военных судов - сегодня они являются частью экспозиции Музея древнего судоходства, расположенного в Майнце. Но по-настоящему авантюрная история изучения связана с легендарным флагманом британского военного флота, созданным Генрихом VIII. Речь идёт о трехпалубной каракке «Мэри Роуз»: она появилась в 1512 году и участвовала во многих сражениях, пока в 1545 году в битве с французскими войсками в проливе Те-Солент рядом с островом Уайт не затонула.
«Мэри Роуз» ушла на дно и вонзилась в ил под углом 60 градусов, что сильно осложнило её подъём. В следующие годы удалось достать только несколько пушек. Потом со временем она почти полностью погрузилась в ил, что, впрочем, её спасло от истлевания. В позапрошлом столетии были попытки отыскать сокровища с легендарной каракки, и делали это в том числе взрывами, разрушив ровно половину корабля. Достать остатки «Мэри Роуз» удалось только век спустя, в 1982 году, а сегодня их можно увидеть в одном из зданий Портсмутского музея.
Однако по праву самым известным кораблем, который был поднят с морского дна и превращён в музей является шведский галеон «Ваза» (или «Васа»), который был удивительно шикарным и роскошным, а затонул сразу после спуска на воду - из-за конструктивных ошибок привели к тому, что у судна сместился центр тяжести, а устойчивость корпуса стала недостаточной. В результате небольшой крен стал причиной его затопление в первые же часы.
Несколько лет после «Вазу» пытались поднять, но удалось доставить на берег только пушки.А вот сам корпус не представлял ценности для тогдашних властей, так что оказался заброшен. В результате, когда о нём вспомнили в середине XX столетия, появилась даже проблема установления точного места его затопления. Найти галеон смогли только в 1956 году, потом несколько лет археологи исследовали варианты подъёма.
В итоге остановились на поразительном в изобретательности плане: корабль просто протащили по дну, но перед этим его продули внутри от скопившегося ила. Потом на мелководье «Вазу» на протяжении полутора лет готовилась уже к подъему, и только через 333 года после затопления, в 1961 году, она наконец-таки явилась миру. Сегодня знаменитый галеон можно увидеть в музее, который очень популярен среди туристов.
Источник: https://novate.ru/blogs/110723/66891/