Основатель легендарной компании Джей Стронгуотер начинал как дизайнер ювелирных украшений. Он учился в Школе дизайна Род-Айленда. Шел 1981 год. Для своей матери он еще в студенческие годы придумал и собственноручно сделал ожерелье – в подарок. Крупное, яркое, броское – никакой ложной скромности, никакого пуританства. И сам не ожидал, что все вокруг будут восхищаться его «безделушкой»! Это, конечно, его вдохновило на новые украшения, которые он предложил нескольким магазинам ювелирных изделий. И – ему не отказали! Ему было всего двадцать два – к этому возрасту его произведения продавались в магазинах Neiman’s, Bloomingdales, I Magnin и Bonwit Teller. А когда ему исполнилось двадцать три, произошла судьбоносная встреча – он познакомился с модельером Оскаром де ла Рента.
Стиль де ла Рента всегда тяготел к избыточности и театральности. Крупная и смелая бижутерия Стронгуотера как нельзя лучше гармонировала с экстравагантными костюмами де ла Рента. В восьмидесятые годы ожерелья, кольца и браслеты Стронгуотера наводняли подиумы, страницы журналов и прилавки ювелирных бутиков. Он начал работать с кристаллами и драгоценными камнями, совершенствовал технологии работы, искал новые образы… Однако его карьера как дизайнера украшений, вполне успешная для столь молодого человека, претерпела значительные изменения, когда он… сделал фоторамку.
В 1995 году Джей Стронгуотер сделал рамку для фото – просто так. У него остались фрагменты украшений, кристаллы и другие детали, которые он не использовал для создания коллекций. Обыкновенный производственный брак. Но ему хотелось найти им применение. И он собрал из них яркую, необычную фоторамку – может быть, китчевую, но… Но она ему понравилась. Заинтересовавшись, он сделал несколько таких и раздарил своим друзьям, которые остались в полном восторге. Со временем он начал дарить рамки и клиентам. Все в один голос уверяли его, что нужно сделать и что-то еще – например, часы, и приурочить коллекцию к празднику – Дню Святого Валентина или Рождеству.
Джей понял, что мир красивых вещей не ограничивается тем, что можно вдеть в уши или нанизать на пальцы. Почему зеркала, шкатулки, лампы и вазы не могут быть сродни украшениям – настоящими шедеврами из дорогих металлов, ярких эмалей и сияющих кристаллов? А ведь можно украсить каминную полку или прикроватную тумбочку небольшой скульптурой – пусть бесполезной, но красивой и многоцветной. Так постепенно к концу девяностых он начал все чаще делать «драгоценности для дома» и все реже – то, чем украшают себя дамы. В 1998 году он создал свою компанию по созданию высококачественных предметов домашнего декора.
Разумеется, у изделий Jay Strongwater есть постоянные клиенты – увлеченные коллекционеры. Да, он видел свой бренд как мастерскую изящных подарков, которые могут принести цвет и сияние в любой интерьер. Но состоятельные люди покупают его светильники, тарелки, вазы и мебель в подарок самому дорогому человеку – то есть себе. И они утверждают, что в каждом карманном зеркальце или пудренице видна рука мастера. Мастеров над коллекциями Jay Strongwater работает больше сотни, но все они – не просто профессионалы, а настоящие художники.
Процесс создания сокровища Strongwater происходит в несколько этапов. Сначала разрабатывается подробный эскиз. С металлом работают кузнецы на Род-Айленде, затем изделия отправляют в небольшой городок на севере штата Нью-Йорк, где занимаются огранкой, эмалями и декорированием. Бренд постоянно работает над усовершенствованием технологий, в частности, эмалирования, чтобы добиться тонких и сложных цветовых оттенков. Необычные цвета – это их гордость. Над изготовлением одного изделия сеть мастерских может трудиться несколько недель, а некоторые вещи создаются больше года, но результат того стоит. В буквальном смысле – даже винная пробка в виде головы оленя продается за 225 долларов, а средняя цена подсвечника – тысяча. Продажи компании неуклонно растут – примерно на пятнадцать процентов в год. Мастера создают по две коллекции ежегодно.
Сегодня Jay Strongwater продолжают выпускать и бижутерию с использованием эмалей, кристаллов, жемчуга и полудрагоценных камней. И помимо вполне консервативных цветов и абстрактных форм в коллекциях украшений есть пряничные человечки, тигры, свернувшиеся клубком, как котики, и китайские драконы.
Впрочем, география Jay Strongwater не ограничивается США. Часть изделий создавалась в небольшой семейной мастерской в Польше, занимавшейся стеклодувным делом. Когда мастерская закрылась из-за финансовых трудностей, Jay Strongwater взяли трехлетний перерыв в выпуске рождественских коллекций с использованием стекла – до тех пор, пока вновь не появилась возможность сотрудничать с польскими мастерами. У них есть бутики в Дубае, Лондоне и Москве.
Стронгуотер любит работать с полудрагоценными камнями – тигровым глазом, лазуритом, нефритом… Но характерная черта изделий бренда – это кристаллы Swarovski. Джей признает, что Swarovski – это любовь. Его завораживает огранка, игра света, чистые, яркие оттенки.
Самый главный этап в создании коллекции для Джея Стронгуотера – это декорирование. Когда в мастерскую приходит металлическая основа, которая на глазах покрывается эмалями и кристаллами, превращаясь в то, что задумали художники – это настоящее волшебство.
Текст: Софья Егорова.