Очень живописно, например, смотрится полуразрушенная зверобойная шхуна «Майна», расположенная на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска. Её останки можно увидеть на берегу в полузаброшенном поселке. Судно, предназначенное для многомесячного автономного промысла, изготовлено в Финляндии. Оно было рассчитано даже на вмерзание в лёд.
В последние годы своего существования судно использовалось как экспедиционное – в поселке располагался филиал Мурманского морского биологического института. Сейчас же и филиала уже нет, и шхуна превратилась в обломки, но выглядит живописно, чем и привлекла внимание фотографа.
Там же, на Кольском полуострове, можно найти останки деревянных судов. Фотограф обнаружил достопримечательность в знаменитой Териберке. Обломки плавсредств покоятся в живописной бухте.
Когда рыболовный промысел в Териберке сошел на нет (а когда-то это был крупный центр по добыче рыбы), и основную роль в этом плане стал играть Мурманск, поселок стал постепенно приходить в запустение. Рыболовные суда уже оказались не так востребованы и многие из них теперь просто брошены.
А это кладбище, на котором захоронены военные корабли. Оно располагается в бухте Труда на Дальнем Востоке – возле острова Русский.
Увы, отслужившие свое корабли выглядят вовсе не как экспонаты (а ведь это могло бы быть так), и вряд ли эту картину можно назвать музеем под открытым небом. Дело в том, что в зимнее время, когда вода замерзла, бухту «атаковали» охотники за цветными металлами. Они срезали фрагменты, находившиеся над уровнем замерзшей воды. Так что, если смотреть с берега, почти ничего примечательного увидеть не удастся. Реальный масштаб захоронения можно увидеть и запечатлеть только с неба, что и сделал фотограф.
Знатоки «опознали» среди захороненных здесь судов два миноносца – «Возмущенный» и «Кири». Также здесь покоится на вечном рейде военный эсминец «Веский».
Фотограф запечатлел не только российские кладбища техники, но и зарубежные. Например, он побывал на самом известном из захоронений автомобилей, которое расположено в штате Джорджия. Оно так и называется — Old Car City (город старых машин). Тут можно увидеть несколько тысяч поржавевших авто, которые рассредоточены на территории площадью 14 гектаров. Когда-то их скупали супруги-предприниматели, чтобы продавать на запчасти и на покрышки, затем дело продолжил их сын, правда, авто он уже собирал их как экспонаты. В итоге он монетизировал эту коллекцию, превратив в музей под открытым небом и сделав вход на территорию платным.
Большая часть представленных машин была произведена в начале 1970-х. Есть и уникальные «экспонаты» – например, старый школьный автобус и последний автомобиль Элвиса («Линкольн» 1977 года выпуска).
А в Пенсильвании есть удивительное, вызывающее сожаление и грусть кладбище трамваев.
В 1990-х годах эти старые машины собирал местный пенсионер-энтузиаст. Он перевез на свой участок уже списанные образцы из разных депо страны, начал заботливо реставрировать их и передавать в музеи и частные коллекции.
Однако такая счастливая участь была уготована только нескольким машинам. Возможно, пенсионер умер, потому что теперь эта коллекция просто стоит и ржавеет, постепенно разрушаясь.
Если переместиться из Америки обратно в Европу, можно найти, например, такое место, как кладбище заброшенных поездов. Расположено оно в Белграде между станциями Земун и Земун поле.
Почти все представленные электрички выпущены в 1980-х годах. Отработав свое, они были списаны, уступив место более современным поездам.
Многие стоящие здесь составы изрисованы граффити. Теперь это не просто кладбище старых машин, а еще и своего рода достопримечательность, популярная у местных и зарубежных фотографов.
А вот такие фото на этом кладбище сделал и разместил в своём ЖЖ фотограф и блогер с ником @voldema:
В качестве бонуса покажем еще кое-что интересное из России, а если конкретно, из Подмосковья и Питера. На первом фото – старые танки, сфотографированные в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники (Кубинка).
Ещё на трёх фотографиях – старые вертолеты, «похороненные» под Санкт-Петербургом, где расположен авиаремонтный завод, отстойник самолетов музея ВВС в подмосковном Монино и вертолеты на стоянке списанной и ремонтируемой авиационной техники на авиационном заводе под Москвой.
Текст: Анна Белова