Совсем недавно радиовещательная башня Шухова в Москве отметила свое столетие и несмотря на то, что вылетающие на 50 метров проржавевшие заклепки пугают тех, кто находится поблизости, она все так же не перестает удивлять, причем не только простых зрителей. Когда речь зашла о демонтаже культовой постройки, равной которой в свое врем не было в мире, легендарные архитекторы, лауреаты Притцкеровской премии (Заха Хадид, Норман Фостер) и другие известные специалисты с мировым именем написали петицию в ее защиту, чем спасли от разрушения. Но это сейчас, а те времена, инженер-новатор, сделавший немало открытий для нефтяного производства еще Российской империи, Владимир Шухов уже для советского государства разработал уникальнейшую конструкцию радиовещательной башни, поскольку старая уже не справлялась с потоком радиограмм, летевших из Москвы в разные уголки необъятной Страны советов, да и мечты о пропаганде социализма в мировом масштабе с ее появлением могли стать реальностью.
Для ее создания Шухов использовал собственное изобретение – телескопическую конструкцию на основе гиперболоида (запатентовал во второй половине ХIХ в.). Изначально талантливый инженер-новатор спроектировал башню, которую решено было установить на самом высоком месте – на Шаболовке, 350-метровой высоты при расчетном весе конструкции 2,2 тыс. тонн (для сравнения: высота Эйфелевой башни 324 м и весит она 7,3 тыс. тонн). Но в период жесточайшей экономии и катастрофической нехватки ресурсов высоту значительно урезали – до 148,5 м, при этом и совсем не пропорционально снизилась масса металла до – 240 тонн.
Экономия обернулась трагедией как для создателя, так и для двух рабочих, лишившихся жизни из-за использования некачественного металла. Стоит упомянут, что структура башни, состоявшая из шести гиперболоидов, собиралась внутри нижнего яруса самой конструкции и без строительных лесов или подъемных кранов, использовались лишь тросы и лебедка. При подъеме четвертой секции один из тросов перетерся и готовый сегмент рухнул на землю, при этом повредив нижние части, а также смертельно травмировав двух рабочих. Несмотря на то, что комиссия пришла к выводу, что ошибок в проекте и нарушений техники безопасности не было, во всем виновата была усталость металла и низкое качество сырья, использованное для изготовления торса, главного инженера и автора проекта Владимира Шухова приговорили к расстрелу с отсрочкой. К счастью для всех, приговор не был приведен в исполнение, ни после окончания сборки радиовещательной башни, ни позже, но жизнь новатора всегда висела на волоске и зависела от высокого начальства, что морально угнетало творца.
Примечательно: Проект Шухова оказался настолько прост и экономичен в сборке, что его взяли за основу для сборки подобных объектов по всей стане. Всего за 2 десятилетия телескопических башен было собрано более 200, их взяли за основу при возведении водонапорных башен, маяков, создании корабельных мачт и т. д. А в качестве мощных опор для линий электропередач в последующие годы использовали тысячами по всей стране. Стоит отметить, что гиперболоидные телескопические конструкции, изобретенные Шуховым, взяты за основу при проектировании лондонского небоскреба-огурца Нормана Фостера, Сиднейской башни Дональда Крона, 600-метровой высотки Canton Tower в Гуанчжоу и многих других башенных структуру, включая цельные горизонтальные.
Конструктивистская водонапорная башня имеется и на территории одного из старейшего научно-исследовательского института, деятельность которого неразрывно связана с оборонной промышленностью России, причем еще со времен Российской империи (все начиналось с пороха). Речь идет о Центральном научно-исследовательском институте химии и механики (ЦНИИ химии и механики), находящемся на Нагатинской улице в Москве. Для нужд стратегически важного объекта была возведена водонапорная башня, конструкция и форма которой сама по себе является ярким примером авангардных идей конструктивистов 1920-х годов.
Секретный цех №8 завода «Дагдизель» давно уже получил название «Каспийский форт Боярд» за сходство с легендарным французским фортом, расположенном в водах Атлантического океана. Его также построили среди воды, только уже в СССР и в городе Каспийск, в 2,7 км от побережья. Неординарный во всех отношениях объект разработал советский инженер Александр Дезорцев. Перед талантливейшим инженером была поставлена задача создания сверхсекретного цеха в сложнейших условиях привередливого Каспия с нестабильным дном и бушующими водами, с чем он прекрасно справился. Структура, внешние формы, технические особенности и специфика предприятия – все это всегда вызывало повышенный интерес и притягивало взгляды тех, что находился на берегу, в море или воздухе, обрастая всевозможными легендами и байками, которыми потчевали наивных туристов.
Самым примечательным объектом цеха, конечно же, была 42-метровая башня, предназначенная для наблюдения за проведением испытаний (за траекторией движения торпед, без боевого заряда, конечно же). К сожалению, удивительный объект катастрофически быстро приходит в негодность, ведь цеха давно нет, а власти ничего вразумительного не предпринимают.
В советском Ленинграде, где активно проводились конструктивистские эксперименты, связанные с градообразующими объектами и целыми районами, на базе исторического завода «Красный гвоздильщик» появилась уникальнейшая композиция – изящная башня, возвышающаяся над новым канатным цехом, вытянутом вдоль, и занимающем площадь более 7 тыс. кв. м. Хотелось бы особо отметить, что водонапорная башня завода – это единственное уцелевшее строение выпускника Петербургской Академии художеств, руководителя Научно-исследовательской экспериментальной лаборатории архитектурных форм и методов графирования, педагога, методиста, талантливого проектировщика, по чьим проектам строилось множество промышленных предприятий в различных концах СССР и учились самые именитые архитекторы современности – Якова Чернихова. Динамичная композиция ансамбля, построенная на максимальном контрасте, к счастью, взята под охрану государства и в 2023 году, обреченную на рассыпание башню, отреставрировали, теперь она, как и прежде, является эффектной доминантой промышленного района и радует глаз.
В Ставропольском крае сохранилась уникальная структура – пожарная каланча, совмещенная с водонапорной башней, обслуживающей пожарную часть, Шерстомойную фабрику и поселок. Получившийся объект настолько фантастический, что у многих вызывает ассоциации с причудливыми силуэтами в духе дизельпанковых персонажей из мультфильмов Хаяо Миядзаки. Несмотря на грандиозную значимость инженерного объекта (до конца 1970-х годов), его по ненадобности совсем забыли и только недавно башню внесли в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что поспособствует ее восстановлению и сохранности.
Водонапорная башня завода Уралмаш (УЗТМ) – выдающийся образец промышленной архитектуры в стиле конструктивизм. Она давно стала узнаваемым символом завода и самой раскрученной достопримечательностью Екатеринбурга даже несмотря на то, что многие десятилетия находится в плачевном состоянии. Несмотря на то, что башня давным-давно не выполняет прямые функции, сносить шедевр инженерной мысли (проект Моисея Рейшера реализован в 1929−1931 гг.) никто не собирается. Яркий памятник конструктивизма настолько привлекает к себе внимание, что активисты города решили использовать ее в благих целях – организовывают впечатляющие экскурсии по заброшенному объекту. Также его индустриальное прошлое и современная «наскальная живопись» (граффити) стали прекрасным фоном для проведения различных мероприятий.
Стоит отметить, что это стало возможно лишь благодаря молодым архитекторам-энтузиастам, организовавшим группу Podelniki. Именно они сумели привлечь горожан к субботникам, разрабатывали проекты, получившие гранты на техническое обследование, консервацию, ведут подготовку башни к масштабной реставрации.
Одним из самых запоминающихся и ярких примеров конструктивизма можно увидеть на станции Сортавала Октябрьской железной дороги в Карелии (ранее принадлежала Финляндии) является водонапорная башня, построенная 1930-х годах. Ту башню, что мы можем видеть сейчас, она, кстати сказать, до сих пор выполняет свои функции (правда, частично), построили по прежним чертежам уже в послевоенные годы, поскольку в 1941 году, отступающие советские войска ее взорвали. Тем не менее проектировщики постарались в точности сохранить ряды окон с двух сторон, чтобы создать иллюзию панорамного остекления, конструкция все так же повторяет поворотную структуру самого железнодорожного вокзала, а яркий окрас кирпича делает ее заметной, особенно с учетом высоты и формы.
Источник: https://novate.ru/blogs/080623/66581/