Относительная свобода творчества просуществовала в молодом советском государстве совсем недолго. Если видения творца, и неважно, был ли это музыкант, поэт, художник или архитектор, расходились с линией и идеями партии, то все творческие достижения сходили на нет. Хотя и, казалось бы, идейные творцы также оставались не удел лишь по той причине, что направление мысли вождей и приближенных кардинально меняли направление.
Взять, к примеру, более чем популярное авангардное течение, породившее броский конструктивизм, произведения которого ярко выделялись на фоне исторической застройки и не были лишены идейно направленности. В 1920-х годах он как нельзя лучше подчеркивал стремление Страны Советов построит новое демократическое будущее, основанное на равных правах и возможностях, ради чего и затевалась Великая революция. Эти идеи заставляли отодвигать на второй план прошлые достижения, создавать проекты, удивляющие размахом и простотой восприятия (без всяких там замысловатых элементов и обилия ненужного декора).
К 1930-х годам руководители страны призадумались о всеобщей победе социализма, взяли курс на коммунизм, при этом подзабыли о равных правах (особенно о возможностях), начали предпринимать попытки создать новую, главенствующую над миром империю. На второй план стали отходить идеи авангардистов, призывающие забыть об истории, «сжечь все музеи, а все, что не сгорело, сбросить с корабля современности». Эти размышления вслух и вполне реальные действия пресек Сталин, выразивший свое мнение. Он считал, что революция положила конец межклассовой борьбы, победа революции и так повернула ход истории, с которой не стоит бороться, потому что она и так уже мертва. Было принято решение «не отказываться от культурного наследия, а проанализировать главные достижения всех государств, народов и эпох, а затем выбрать то, что может пригодиться в идеологической агитации, направленной на то, чтобы вдохновлять советских людей на великие достижения в труде, науке и творчестве, не забывая о единстве».
Как ни странно это звучит, но руководство СССР в 1930-х гг. возомнило, что Страна советов является преемником самой могущественной в истории человечества цивилизации – Великой Римской империи. Все свои мечты и идеи начали связывать с достижениями римлян, активно использовавших архитектуру, чтобы выразить свое превосходство, показать величие и потешить амбиции. Отсюда в новый стиль пришли портики, колонны, ордеры, пилястры, стремление к гигантомании и украшательству скульптурами, объемными узорами, фактурными идиллическими сценками.
И случилось это практически один день – в апреле 1932 года, когда был учрежден Союз архитекторов, в обязанности которого входило продвижение нового стремления руководства – строительство коммунизма, которое должно подчеркиваться величественными зданиями, поражающими воображение и вызывающими гордость у трудового народа. Перед архитекторами была поставлена задача выработать особенный стиль, в котором были бы собраны все самые впечатляющие элементы, вызывающие восторг, ощущение праздника и гордости за свою страну. Тогда бы у советских трудящихся культивировалась мысль, что они являются частичкой нереального величия, а значит и они способны стать лучше, крепче, чтобы в любой момент объединиться, защитить свое достояние и победить любого врага.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что творческая элита постаралась на славу, превосходя самих себя в разработке концептов, в которых объединилось величие и размах древнеримских сооружений, изысканная красота стиля ар-деко, основанного на чистых и сильных линиях, строгой эстетике новых материалов и внедрении элементов научно-технического прогресса, а также на вычурности барокко и величии готики. Чего только стоит проект Дворца советов, разработанный Борисом Иофаном (кстати, идеи масштабного строительства культивировались еще с 1922 года).
Трехсотметровая многоярусная башня со стометровой статуей вождя, как нельзя лучше должна была отражать мечты о построении (ставшие очередной утопией трудяг) коммунизма, ради которой взорвали Храм Христа Спасителя. Сложно даже представить масштабы строения, если в голове вождя (речь идет о скульптуре, конечно же) поместился зал заседаний, а гигантская рука, указывающая направление того самого светлого будущего, должна была всегда указывать на солнце. Ради реализации такого эффекта группой инженеров-новаторов разрабатывались специальные механизмы, способные двигать огромнейшую фигуру вождя. При разработке проекта упор был сделан на восхищение советских граждан и устрашение иностранцев, особенно капиталистов. И только Великая Отечественная война остановила грандиозные планы, построить гигантское сооружение, равного которому еще не было в мире. Хотя к 1939 году уже был заложен фундамент, который пошел на укрепительные сооружения во время защиты столицы.
Проект Дома Советов был не первым объектом, строительство которого началось в довоенное время. Проект Библиотека имени Ленина, разработанный архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейх – последователей конструктивизма, несколько раз адаптировался под новые требования и новый курс на ампир, который все же победил, ведь строительство велось с 1928 по 1958 гг. Хотя в нем все же больше просматривается стиль ар-деко, который авторы проекта подсмотрели в Париже, на одной из выставок.
Первым зданием, в котором явно угадываются зарождающие элементы сталинского ампира (в официальных источниках его чаще называют советский монументальный классицизм) – считается Дом Совнаркома СССР. Автором проекта стал архитектор Аркадий Лангман, чье детище возвели в кратчайшие сроки – с 1932 по 1935 гг. Вслед за ним построили целый ряд похожих зданий, ради чего сносились (особо ценные передвигались) целые кварталы купеческих домов, что позволило заодно обустраивать огромные площади и широкие проспекты.
В 1930-е годы Москва превратилась в грандиозную стройплощадку, ставшую художественной лабораторией, в которой апробировался новый стиль, постепенно расходившийся по крупным городам и столицам других республик. Поскольку технические возможности у многих были ограничены, то в строительстве грандиозных объектов участвовали лишь рабочие. Так, например, Дом правительства Белорусской ССР в Минске, разработанный архитектором Иосифом Лангбардом, строили вручную, на одном лишь голом энтузиазме с лопатой и киркой в руках. Не было ни экскаваторов, ни башенных кранов, рабочим приходилось копать котлован под фундамент лопатами, а землю вывозить тачками. Единственное, при подъеме стройматериала на высоту девятиэтажного дома поднимали с помощью шахтного подъемника.
Не лучше была ситуация и в других республиках, пытающихся дотянуться до Москвы. В столицах социалистических сестер также полным ходом шло строительство величественных зданий и только лишь на административных не оставались. Стали появляться театры, Дома культуры, центральные кварталы в крупных городах, где здания, возведенные в стиле сталинского ампира, стали самыми значимыми, а Дома советов – главной доминантой новых центров.
Советские архитекторы, художники, скульпторы и дизайнеры очень быстро научились выделять самые впечатляющие элементы, как из других стилей, так и внедряли народные мотивы. При этом основой все-таки служил неоклассицизм и такое его направление как ампир, введенный в моду не менее амбициозной личностью – Наполеоном Бонапартом (не зря же ампир считают королевским стилем). К его помпезности были добавлены самые яркие элементы восточной архитектуры, готики, барокко, русского стиля, да и достижениями зарубежных архитекторов, нацеленных на ар-деко, модерн и технические возможности совсем не брезговали.
Самые впечатляющие объекты попросту копировались, заменялись лишь некоторые детали. Античные скульптуры превращались в образ рабочего, крестьянки, спортсмена; барельефы – иллюстрировали не Библейские мотивы, а картинки из советской идеализированной истории с одухотворенными лицами колхозников, рабочих и ученых в соответствующем окружении; символы власти монархов или гербы высокородных семейств –становились советскими Серпом и Молотом, звездами и другими социалистическими элементами; части растительных орнаментов объединялись снопами спелой пшеницы, а порой гербами республик или СССР и пятиконечными звездами. Неизменными оставались лишь лавровые венки, символизирующие славу, триумф, победу и величие. Стоит отметить, что особенным вдохновением для советских разработчиков того времени являлись американские небоскребы, украшающие улицы Нью-Йорка.
Разнообразие, позаимствованное из других жанров и традиций, объединили в одно направление, отличительными особенностями сталинского ампира стали:
• предпочтение ансамблевой застройки улиц и площадей;
• в архитектурные формы эффектно вплетались скульптура и живопись с идеологическим подтекстом, конечно же;
• первый этаж всегда отделялся дорогими породами камня;
• использовалась конкретная цветовая гамма, позволяющая создать гармоничную композицию (чаще –бежевый, серый, красно-кирпичный);
• ближе к античному оформление колонн и портиков (непременно с советской символикой);
• использование дорогих отделочных материалов (мрамор, натуральный камень, бронза, ценные породы дерева);
• лицевой фасад всегда имел парадное, величественное убранство (особое внимание уделялось созданию парадной композиции всех зданий на площади/центральной улице).
Все эти излишества хоть и были неуместны в послевоенные годы, но все же продолжали внедряться при восстановлении новых центров, появившихся в конце 1920 начале 1930-х годов. Это на второстепенных улицах и окраинах можно было обойтись вариантами по проще, административные же здания, театры, государственные и культурные учреждения должны были нести в массу идею коммунизма, несмотря на лишения и тяжести положения советского народа, вынесшего все тяготы войны и восстановления после разрухи на своих плечах.
Хотелось бы обратить внимание на то, что появление сталинского ампира произошло в один день, так и отход от него. В 1954 году Никита Хрущев объявил сталинскую архитектуру «преступным излишеством», чем положил конец ампиру.
Источник: https://novate.ru/blogs/060623/66561/