Андское искусство примечательно тем, что предмет часто связан с божественным, причём основное внимание уделяется предмету, а не внешнему виду. Это, однако, не означает, что внешний вид объекта был неважен. Священные образы в доколумбовом андском искусстве часто использовали драгоценные металлы, яркие цвета и изысканные ткани для представления божественной природы. После испанского завоевания источник божественного был связан с католической верой, и те же самые средства массовой информации использовались (и до сих пор используются) для представления новых божеств. Податливая природа художественного самовыражения сыграла ключевую роль в формировании новых форм религиозной идентичности, когда родились новые формы католицизма, они вобрали в себя традиции Андской цивилизации, а не полное принятие испанской культуры и способов отправления культа.
Различные концепции дуализма глубоко укоренились в религиозных верованиях Андов и, таким образом, укоренились в культурной практике, особенно в искусстве. Это изображение было очевидно в древнейшем андском искусстве, начиная с тысячелетней давности (вплоть до докерамического периода, 4000 г. до н.э.) и по настоящее время.
Возможно, самая важная двойственность — это концепция жизни в паре со смертью. Тем не менее, в андском искусстве представлено множество концепций двойственности.
Изображены противоположные идеи, такие как ночь и день, солнце и луна, мужчина и женщина, левый и правый. Там, где нет противоположных идей, перевернутая симметрия используется для описания концепции двойственности. Дополняющий или противостоящий дуализм также представлен с помощью цвета. Золото и серебро здесь особенно заметны, потому что цвета связаны с металлами, а также с верой. Считалось, что серебро произошло от Луны, в то время как золото, как считалось, произошло от солнца. Дуализм также представлен в керамическом искусстве.
На южном побережье Перу гончары Паракаса и Наска изготавливали чаши и горшки в виде пар одинаковых предметов. В культуре Моче украшение сосудов также было предметом споров о значении символики. Моче особенно известны своими антропоморфными рисунками на керамике. Поздняя андская культура инков и последующие культуры после испанского завоевания также создавали священные сосуды для питья пива из дерева, которые всегда изготавливались парами. Знаменитые линии Наска в Перу символизируют многие особенности андского искусства. Они представляют божественное; однако они также демонстрируют дуализм в том, что они были сконструированы людьми, но предназначены для того, чтобы их можно было увидеть сверху, от божественного. До изобретения полёта ни один человек не мог увидеть их во всей красе.
Необычной особенностью андского искусства является изображение лиц, которые смотрят прямо вперёд, в отличие от изображений в профиль, распространённых во всём мире в доиндустриальных цивилизациях. Археология показала, что эта форма искусства существовала за тысячелетия до испанского завоевания и была распространена по всему Андскому региону. Они также появлялись во всех формах творчества, включая керамику, металлы, текстиль, раковины и камни.
На лицах часто изображены широко раскрытые глаза, которые пристально смотрят на зрителя. Они смелы и пристальны в своём намерении привлечь внимание. Несмотря на то, что их точное значение неизвестно, можно предположить, что такой взгляд как минимум внушает страх.
В то время как фотографии музейных экспонатов передают детали объекта, они редко передают его истинный размер, поскольку на них отсутствуют другие объекты, которые можно было бы использовать для сравнения. Глядя на многие фотографии андского искусства без знания контекста, можно предположить, что объект больше, чем он есть на самом деле. Реальность такова, что большая часть андского искусства сосредоточена на маленьких, интимных предметах, а не на грандиозном. Предметы были созданы для того, чтобы их носили или держали в руках, чтобы производить впечатление друг на друга в небольшой обстановке, а не внушать благоговейный трепет на расстоянии. Такое внимание к искусству в миниатюре не является чем-то необычным в цивилизациях по всему миру, и меньше всего в современной цивилизации. Современное человечество стремится произвести впечатление ювелирными украшениями тонкой филиграни на светских мероприятиях, в то время как это просто аспект западной культуры, в андской культуре это превратилось в основной вид искусства, который определил художественный фокус цивилизации.
Множество примеров такого внимания к миниатюре можно увидеть в различных средствах андского искусства от текстиля до ювелирных украшений, изделий из металла и керамики. Что касается последнего, то яркими примерами являются традиционные изделия культуры Моче, на которых в деталях изображены различные фигуры и сцены.
Особенно примечательной в текстиле инков, но встречающейся повсюду в андском искусстве, является поразительная особенность преобладания геометрических рисунков, при этом линии часто ограничены углами сто тридцать пять, девяносто и сорок пять градусов. Из этого простого правила выводятся не только узоры, но и изображения животных, людей и сцен, которые также сокращаются или, скорее, преобразуются в систему, в которой они представлены в строгом соответствии с геометрическими.
Геометрические формы смелы в своём структурном дизайне, а также в использовании ярких цветов. Эти цвета стали приглушёнными после испанского завоевания, чтобы удовлетворить колониальную аудиторию, которая требовала предметов в цветовых сочетаниях, более соответствующих ожиданиям дизайна в испанских домах. Андское искусство формировалось под влиянием геометрической символики на протяжении тысячелетий. Это продолжается и по сей день, часто наблюдаясь и проявляясь в текстиле, керамике и бесспорно уникальной и красивой нео-андской архитектуре Боливии. Боливийская архитектура говорит об истории общин и даёт обнадёживающие (и необычайно красивые) представления об их будущем.
Архитектура, сосредоточенная вокруг города Эль-Альто в Боливии, является работой боливийского архитектора Фредди Мамани, который также своими проектами вдохновил других на то, чтобы приумножить богатство нео-андской архитектуры. Более ста нео-андских сооружений возвышаются над горизонтом Эль-Альто и являются предметом особой гордости народа аймара в Боливии.
На протяжении большей части андской культуры создание произведений искусства рассматривалось как часть труда, почти такая же, как строительство зданий, ведение сельского хозяйства, продажа товаров или любой другой вид работы. Искусство рассматривалось как продукт с определённым назначением, а не как «искусство ради искусства». Оно было создано для того, чтобы его носили как одежду, сжигали или хоронили во время погребальных обрядов, а также использовали для развлечения гостей и влияния на людей. Функция искусства выходила за рамки необходимости быть увиденным (по крайней мере, глазами смертных). Какое-то искусство было создано для того, чтобы быть скрытым. Предметы были сконструированы с единственной целью — быть помещёнными в гробницы или похороненными для поклонения земным богам. И некоторые объекты были спроектированы с учётом их уничтожения. Сжигание и разбивание предметов в религиозных обрядах высвобождало духовную сущность, заключённую в этом предмете.
Андское искусство развивалось на протяжении тысячелетий, перенимая различные традиции и дизайны. Современные формы андского искусства показывают, что культурное влияние предков живёт в их потомках, которые продолжают создавать традиционные произведения, а также развивать искусство в направлении новых путей самовыражения.