Российско-американское предприятие «Треугольник» появилось на Обводном канале еще в 1861 году. Здесь производили резиновые и гуттаперчевые изделия.
Двумя годами ранее в Петербург приехал из-за границы представитель американской галошной фирмы в городе Гамбурге, и этим же летом был арендован участок на набережной Обводного канала, где вскоре и появилась мануфактура.
Техника по производству галош была закуплена на Западе, трудились на фабрике немцы. Они обучали русских работе на новой для них технике. Специально приглашенные из Англии клейщицы калош также передавали свои знания и опыт русским рабочим и работницам.
А вот способ производства самой резины компания держала в строжайшем секрете – даже от рядовых рабочих. Можно было подумать, что это самый настоящий режимный объект, потому что каждый техник и инженер при приеме на работу в «Треугольник» подписывал бумагу о неразглашении всей информации, которая ему будет известна в ходе производства, в том числе о способе приготовления состава для резиновой продукции и самих выпускаемых изделий.
Вскоре после выхода первых партий калош российско-американское предприятие получило серебряную награду – медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге.
Если говорить о названии «Треугольник», то эта геометрическая фигура присутствует на знаке фирмы, и она была выбрана для того, чтобы отличить эту торговую марку от других смог даже покупатель, который не умеет читать, а со всеобщей грамотностью в России, как известно, в позапрошлом веке было не очень хорошо.
Кстати, сам участок, который занимала фабрика, имел форму треугольника (но это, конечно, совпадение), да и планировка комплекса зданий фабрики, если смотреть сверху, тоже чем-то напоминает эту фигуру.
В 1911 году Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры торжественно отметило юбилей, а в 1917-м случилась революция. А ещё год спустя производство остановилось. Впрочем, ненадолго. Девять месяцев спустя предприятие открылось под новым названием – Государственный завод резиновой промышленности № 1. При этом привычное питерцам (вернее, теперь уже ленинградцам) название «Треугольник» также осталось.
Предприятие стало выпускать автомобильные камеры и покрышки, заработали трубная и эбонитовые мастерские, а также мастерская «ремни». А в 1920 году название сменилось на «Красный треугольник», причем официально это уже именовалось как «предприятие по изготовлению резиновой обуви и калош».
В 1920-х годах в результате испытаний на основе нефти и нефтепродуктов на заводе был получен синтетический каучук. Из него стали успешно производить автопокрышки. Также активно выпускались калоши. На территории был выделен отдельный завод (отдел) по выпуску пневматики. В 1930 году это уже был целый комбинат, в состав которого входили шесть заводов.
Кстати, к середине 1930-х годов «Красный треугольник» оказался единственным в СССР заводом, производившим шины для авто иностранных марок.
Когда началась Великая Отечественная война, завод остановился: в конце 1941 года он оказался обесточен. Однако ленинградцы организовали несколько «производственных точек», на которых работникам удавалось продолжать выпускать продукцию из оставшегося сырья. Например, такие работы шли на кафедре каучука и резины Ленинградского технологического института, где были организованы мастерские.
В годы войны «Красный треугольник» сильно пострадал от бомбардировок: на его территории разорвалось в общей сложности три десятка авиабомб, не говоря уже о крупных снарядах. Корпуса были либо полностью разрушены, превратившись в груду руин, либо частично повреждены. Однако после снятия блокады «Красный треугольник» удалось восстановить, и с января 1945-го он снова стал производить галоши, сапоги, гимнастические туфли и так далее.
В середине прошлого века прошла комплексная модернизация и реконструкция «Треугольника», открылись новые производства (например, патрубков для ГЭС и буровых рукавов для объектов нефтяной промышленности). Покрышки для легковых автомобилей теперь здесь собирали не вручную, а механически, завод стал производить и покрышки для мотоциклов, велосипедные шины.
Как известно, 1990-е годы в России стали периодом развала промышленности. В конце прошлого века предприятие сменило название на ООО «ГСК Красный Треугольник», а уже в 2002 году объединение признали банкротом. Почти 20 лет территория была фактически заброшена. Летом 2018 года началась консервация «Красного треугольника», вокруг главного корпуса возвели бетонный забор, вход на территорию опечатали.
Увы, теперь промзона площадью 34 гектара заброшена. Несмотря на то, что некоторые из зданий этого комплекса признаны объектами культурного наследия, кроме того, отдельные помещения до сих пор арендуют различные компании и на территории даже продолжают работать несколько производственных площадок, восстанавливать этот архитектурный комплекс никто не собирается. Часть построек вообще имеет вид руин. Окна выбиты. Во внутренних дворах свален строительный мусор.
На территории настолько жутко и здания настолько разрушены, что цеха, расположенные на этом прекратившем своё существование предприятии режиссер Бондарчук использовал как декорации при съемках фильма «Сталинград».
Три года назад у одного из зданий обрушилась крыша. Это связано с тем, что металлические конструкции, которые ее поддерживали, за несколько лет до этого неизвестные злоумышленники срезали, чтобы сдать на лом.
Территория напоминает заброшку и для фотографов, специализирующихся на съемке подобных пейзажей, она, конечно, интересна. Но вот здания и само производство жалко. Времена, когда здесь работали заводы, поставляя множество важной продукции как для горожан, так и для предприятий, остались только на архивных фотографиях.
Кстати, в интернете есть информация, что сюда водят неофициальные экскурсии – якобы можно даже забраться на крыши полуразрушенных зданий. Каждому участнику обещают, что он почувствует себя «настоящим сталкером» . Конечно, это опасно, но экстремалы на то и экстремалы, чтобы плевать на правила…
Территория завода «Красный треугольник» – лишь одна из локаций, имеющих апокалиптический вид и любимых поклонниками заброшек. Подобные объекты есть и в других уголках России, и даже на других континентах.
Текст: Анна Белова