Алехандро Аравена известен созданием домов и убежищ для жертв катастроф, беженцев и обитателей так называемых «фавел» - и именно конструктивные и планировочные решения, которые стихийно появляются в домах людей с низким уровнем дохода, становятся для него настоящим вдохновением. Сам архитектор каждый раз стремится забыть все, чему его учили – он окончил Католический университет Чили и учился в Архитектурном институте Венецианского университета, но, по его признанию, учили его совершенно не тому, что пригодилось в практической деятельности. Он мало общается с прессой, что, конечно, тоже не лучшим образом отражается на его популярности, зато обожает общаться со своими настоящими клиентами – жителями фавел. Он стремится узнать, чего они хотят в действительности, каковы их собственные представления о комфортном и красивом жилье – и всегда готов к тому, что желания людей значительно расходятся с мнениями профессионалов. Аравена выступает против строительства зданий, которые возводятся исключительно ради визуального эффекта. По его мнению, архитекторы должны придумать, какой вклад они могут внести в решение глобальных проблем – бедности, загрязнения, перенаселенности в городах, социального неравенства, сегрегации.
Самый известный проект Аравены – и больше социальный эксперимент, чем архитектурный прорыв – это Half of a Good House. Дело в том, что сотни семей нелегальных эмигрантов в Чили жили практически на улице. Государство не могло обеспечить их достойным жильем – не находилось средств на полноценные дома. Тогда Аравена предложил решение, которое звучало по-настоящему безумно: «Нет денег на целый дом? А на полдома-то найдется?». Так и появились бюджетные, но функциональные конструкции - бетонный каркас с кухней, ванной и крышей. Самое необходимое там было, остальное жители со временем достраивали сами, и этот подход использовался и в других регионах, где существует проблема нелегальных мигрантов, например, в Мексике. С 2000 года его архитектурное бюро Elemental построило в Чили более 2500 жилых ячеек-каркасов для бедных семей.
Аравену интересует и градостроительство. Он считает, что эффективная планировка города – это способ решения многих социально-экономических проблем. В 2010-м Аравена разработал проект экстренной реконструкции города Конститусьон после цунами.
Кроме того, Аравену интересуют проблемы экологии и экономии ресурсов. Поэтому, когда его бюро занимается проектированием общественных зданий, перед архитекторами остро встает вопрос энергоэффективности.
Например, в Сантьяго он использовал стекло для облицовки здания, несмотря на высокую температуру в регионе – это позволило сделать здание более дешевым в эксплуатации. Форма башен, в свою очередь, не мешает воздушным потокам, которые остужают него, не позволяя превратиться в парник. Здание Инновационного центра в Чили интересно вынесением коммуникаций наружу, а внутри конструкции – дворик, атриум, позволяющий лучше проветривать помещения офисов, а еще – гулять и отдыхать во время перерывов.
Интересен его проект стоянки для паломников в Мексике. Здание и зона отдыха находится на самом популярном в регионе пути движения паломников, идеально вписывается в ландшафт.
Алехандро Аравена говорит, что во многом его как архитектора сформировала политическая, экономическая, социальная ситуация в Чили – период правления Аугусто Пиночета. И эстетически (поскольку в Чили в период становления Аравены как архитектора не было постмодернистской архитектуры, в которой форма доминирует над функцией), и идейно – ведь с самого начала он вынужден был думать, как работать в условиях жестких ограничений, в первую очередь финансовых, но и не в последнюю – политических. Именно это позволяет ему браться за проекты социального жилья – он понимает, как сделать его дешевым, но пригодным для жизни, именно поэтому его так глубоко интересует жизнь простых людей. Аравена противопоставляет себя «звездным архитекторам», которые «строят для богачей», и считает себя в определенном смысле борцом с капитализмом.
Самые высокооплачиваемые проекты Аравены - штаб-квартиры Novartis и Vitra инновационный центр «Анаклето Фиджелини» в Сантьяго, идеальный «пляжный дом» снова в Сантьяго и здание фондовой биржи в Тегеране. Строил он несколько корпусов того самого Католического университета в Чили. Однако погодите критиковать архитектора за лицемерие – помимо того, что эти проекты решают проблемы экологической безопасности зданий и социальной изоляции сотрудников или студентов, деньги, полученные за них, Аравена перевел на благотворительность. Правда, критика в его адрес все-таки есть – бюро обвиняют в злоупотреблении бесплатными стажировками, однако вопрос оплаты работы стажеров в сфере дизайна – один из самых спорных и болезненных.
Наш герой не похож на своих знаменитых коллег. Он не любит черный цвет, не пропагандирует аскетизм, а главное – он не трудоголик. Он категорически против работы двадцать четыре (двадцать пять?) часов в сутки без выходных. Аравена не работает после семи вечера, уходит из офиса на обед и оставляет себе много времени для отдыха. Почему? Потому что так и должна выглядеть нормальная жизнь – баланс отдыха и любимой работы. И если итоговая цель архитекторов – дать людям место для той самой нормальной жизни, именно так должны жить и они сами.
Текст: Софья Егорова.