Храм построен в районе бухты Золотой Рог в честь Первомученика Стефана и принадлежит болгарской общине Стамбула, которая относится к Константинопольскому Патриархату. Материалы, из которого выстроено здание – чугун и железо. Из металла выполнены каркас, купола, стены, все мелкие элементы. Но это здание настолько красиво, что кажется полноценным каменным храмом. Впервые побывав в храме святого Стефана, автор этих строк даже и не подумала, что это здание – не каменное. Между тем история его создания очень интересна.
В 1849 году в Стамбуле появилась деревянная православная церковь. Увы, в конце позапрошлого века при сильном пожаре она сгорела. Когда решили ее восстанавливать, а точнее, строить на ее месте новый храм, оказалось, что оптимальное всего сделать его чугунным. И дело даже не в том, что металл не горит, а в особенностях грунта в этом месте. Оказалось, что он подвижен, а значит, здание может деформироваться. В итоге новый храм поставили без бетонного фундамента и из металлических «деталей».
Новая церковь имеет большие размеры, чем прежнее. Здание, представляющее собой базилику крестообразной формы, обращено алтарем на бухту. Над притвором возвышается узкая колокольня, богато украшенная декоративными элементами. Высота её – 40 метров. Декор храма имеет черты неоготики и необарокко.
Храм создан руками представителей разных национальностей. Так, автором проекта был проживавший в Стамбуле армянин Ховсеп Азнавур. Заказ на изготовление металлических составляющих здания выиграла австрийская компания R. Ph. Waagner (готовые элементы доставили в Турцию морем). А шесть колоколов храма были отлиты в России, на знаменитой ярославской колокольной фабрике Петра Оловянишникова. Два из тех первоначальных колоколов сохранились здесь и по сей день. Кстати, иконы в храме – тоже из России. Их написал русский художник Клавдий Лебедев.
Сборка здания церкви завершилась в 1896 году, а завершение строительства и освящение церкви прошло двумя годами спустя.
От сгоревшей деревянной церкви остался только напрестольный алтарный камень, который напоминает прихожанам и туристам о прежнем, первоначальном храме. В целом же интерьер оформлен в стиле модерн, что стало первой подобной практикой в Стамбуле.
Кстати, изначально иконостас церкви Стефана разработали по католическим образцам, однако болгарское духовенство это не устроило и экзархат обратился за помощью к русским умельцам. Так что окончательный вариант иконостаса изготовили тоже в России – на предприятии Николая Ахапкина.
Внутри церкви спокойно и умиротворенно, для молящихся уставлены ряды лавочек, на которых можно посидеть, обратившись к Богу с молитвой и благодарностью. Свечи ставятся в песок, плату за них прихожанин кладет самостоятельно, в прорезь церковного ящика.
В садике при храме растут плодовые деревья. Возле ограды можно увидеть захоронения болгарских церковных деятелей Илариона Макариопольского, Парфения Зографского, Авксентия Велешского и Паисия Пловдивского.
Поскольку храм стоит почти на берегу залива, от избыточной влажности здание, конечно, подвергается коррозии. Но городские власти следят за этим, периодически реставрируя здание.
Буквально несколько лет назад завершилась очередная масштабная реставрация, после которой здание торжественно открыли президент Турции Эрдоган и премьер-министр Болгарии Борисов. Работы по восстановлению чугунного здания велись около семи лет.
Интересно, что реставрация была обоюдной, в рамках дружбы и сотрудничества двух государств: правительство Турции выделило огромные средства на приведение в порядок храма в Стамбуле, а соседи – на реставрацию мечети в болгарском городе Пловдиве.
Это удивительно, но несмотря на то, что в Москве случались грандиозные пожары, в российской столице всё-таки остались постройки из дерева.
Текст: Анна Белова