Зарегистрировано — 123 433Зрителей: 66 518
Авторов: 56 915
On-line — 4 656Зрителей: 890
Авторов: 3766
Загружено работ — 2 123 205
«Неизвестный Гений»
Новости
Храм Неба и Земли – выдающийся шедевр ритуальной архитектуры Китая
Храм Неба – один из самых масштабных и впечатляющих примеров средневековой архитектуры Китая. Это также выдающийся шедевр ритуальной архитектуры, неразрывно связанной только с членами императорской семьи, куда простым смертным путь был заказан вплоть до середины прошлого века. На протяжении многих веков представители императорских династий Мин и Цин оправлялись в Храм, чтобы вознести благодарность небесам и молиться за богатый урожай, хотя одними молитвами дело не обходилось, Небу приносились и жертвы.
1. История Храма Неба при династии Мин
Издревле, китайские императоры считались Сыновьями Неба, что предопределило дальнейшее развитие культа, связанного только с монаршими династиями. История самого масштабного храма мира, где из года в год из поколения в поколение проводились таинственные обряды и произносились молитвы, благодарящие небеса за благоденствие, приносились жертвы с просьбой ниспослать богатый урожай на новый год, восходит в древние времена. Поскольку такие ритуалы производились императорами и жрецами высшей касты (непременно выходцами из монаршей фамилии), то, неудивительно, что Храм Неба и Земли (天坛, Temple of Heaven) имел соответствующий размах.
Редакция Novate.ru обращает внимание на то, что сохранилась история культового места лишь с приходом к власти династии Мин. Первый император могущественного государства Мин – Чжу Юаньчжан основал его столицу в Нанкине и наравне с собственной резиденцией он приказал возвести Храм Неба и Земли на горе Чжуншань. Чуть позже, в 1420 году, император Юнлэ перенес столицу в Пекин, и также затеял строительство Храма Неба и Земли на юго-востоке Запретного города в качестве места для поклонения и молитвы Небесам. Юнлэ следовал традиции жертвоприношения Небу и Земле, которое должно было происходить в одном и том же месте – павильоне Даси, являющемся главным зданием Храма. Традиция просуществовала более 160 лет, пока император Цзяцзин не нарушил ее. В XVI веке он распорядился разделить храмовый комплекс на 4 части и построить по отдельности: Храм Неба, Храм Земли, а также Храм Солнца и Храм Луны. С тех пор каждый последующий властелин Китая хранил и приумножал традиции, расстраивая и облагораживая территорию храмового комплекса.
Примечательно: Поклонение Небесам, природным Светилам и Земле – традиционные верования большинства народов мира. В древности люди не могли ни понять, ни объяснить различные природные явления (движение солнца и луны, смену четырех времен года, появление грома, ветра, дождя, землетрясений, цунами). Первой мыслью, приходившей им голову, было то, что всеми этими процессами управляют Небеса, поэтому и поклонялись «Императору Неба» или «Богу Неба» (в разных регионах мира божество называли по-разному). Чтобы превознести себя над народом, при этом заслужить его уважение, которое было крайне необходимо для его управления, китайские императоры назвали себя «сынами Неба». Они также утверждали, что Небеса уполномочили их управлять Землей (нет другого мира кроме Китая). Чтобы подчеркнуть эту связь, императоры каждой династии молились, устраивали торжественные ритуалы, приносили жертву Небу и Земле, считая все эти действия очень важной политической деятельностью.
2. Храм Неба и Земли при династии Цин
С приходом маньчжурских завоевателей на земли Китая и захват Пекина ознаменовал новую эру в истории страны, получившей название империя Цин. С появлением новой династии и провозглашения императором Фулиня – одного из ее отпрысков (осень 1644 г.) главные ритуалы полностью сохранились. Они не стали разрушать устоявшийся уклад жизни и жертвоприношений, а как раз наоборот – продолжили многовековую традицию династии Мин. Во время правления императора Цяньлуна (1736–1795 гг.) была произведена масштабная реставрация и расширение архитектурного комплекса, который к тому времени приходил уже в упадок. Были отреставрированы старинные дворцы, павильоны, сцены для выступлений, башни, дорожки и площади. Появилось много новых зданий (в том числе знаменитая Эхо-стена), вокруг которых вырастили благоухающие сады из тысяч деревьев. Использовались инновационные по тем временам технологии, позволившие разнообразить дизайн архитектурных объектов.
Территория хама Неба и Земли вскоре превратилась в поистине райское место, но такое благоденствие продлилось лишь до 1900 года. XX век принес кардинальные изменения в политическом и экономическом устройстве многих государств мира и Китай не стал исключением. В августе 1900 года армии Альянса восьми держав (военный альянс состоял из Австро-Венгрии, Великобритании, Германской империи, Италии, США, Российской империи, Франции и Японская империи) вторглись в Пекин, что привело к разграблению Храма Неба. Самые ценные реликвии были вывезены из страны, остальные же просто уничтожили.
Последующие гражданские войны также не принесли восстановление, покой и мир в Храм Неба, а как раз наоборот, их участники с остервенением разрушали уникальнейшие архитектурные композиции.
К счастью, после создания КНР в 1949 году было начато несколько крупных реконструкций для сохранения Храма Неба и Земли. Сейчас он признан ценнейшим шедевром из всех имперских религиозно-архитектурных комплексов, важным историческим местом, а также общественным парком, где горожане и гости Пекина могут не только прогуляться, но и заниматься спортом.
3. Архитектурное искусство, планировка и предзнаменования
Храм Неба отличается идеально выверенной и точной структурой, своеобразным дизайном и великолепным убранством достойным императоров. Храмовый комплекс занимает внушительную площадь более чем в 267 гектаров земли. Любое строительство в стране сопряжено с фен-шуем – даосской практикой символического освоения пространства, позволяющей выбрать лучшее место для строительства, чтобы не навлечь беды. И этот комплекс не стал исключением.
При этом зодчие следовали и древнекитайской мифологии, согласно которой Небо — это круг, а Земля — квадрат, что полностью воплощено в дизайне Храма Небес. Их можно увидеть и в структуре ограждения – два длинных ряда стен окружают храмовый комплекс. Южная внешняя стена имеет вид многоярусного круга, означая Небеса. А вот северная стена прямоугольная, что являет собой Землю. При этом храм-алтарь Хуаньцю (Неба), и храм-алтарь Цигу (Земли) имеют круглые формы, установленные двух квадратных постаментах (ядрах, образующих террасу с тремя ярусами в виде ступеней).
Стоит отметить, что гениальные мастера эпохи династии Цин построили сверхъестественные объекты – Стену, возвращающую звук, Камень трех звуков и Камень разговора, которые полностью соответствуют науке об акустике. Стена эха или Стену, возвращающая звук, например, является самым впечатляющим объектом, призванным производить неизгладимое впечатление на своих подданных во время проведения ритуалов, имитируя ответы Неба. Еще бы, сказанное шепотом слово рядом со стеной в самом удаленном уголке, стоящие на диаметрально противоположном ее конце люди (а это 60 метров!) отчетливо слышат все произнесенное.
Самые важные архитектурные объекты, которые стали доступны в качестве туристических достопримечательностей и обширной общественной зоны (площадь храмового комплекса превышает «Запретный город» в 4 раза!):
• Зал Цинянь (Зал молитвы о хорошем урожае) является самым великолепным зданием в Храме Неба. Это деревянный трехфронтонный круглый павильон высотой 38 метров с трехуровневым мраморным каменным цоколем. Древние императоры молились здесь о хороших урожаях и приносили жертву соответствующим богам (в период нашей эры это были, преимущественно, животные). Свод Зала опирается на 28 колонн, из них внутренних 4 столба означают четыре сезона. Средние 12 – представляют двенадцать месяцев. Внешние 12 колонн обозначают 12 периодов дня.
• Зал Хуанцюнъюй (Императорский небесный свод) хоть и меньше по размерам, но его предназначение имеет высокий сакральный смысл. Здесь хранятся скрижали поклонения богам (священные таблички). Внутреннее пространство Зала, окруженное колоннами, поддерживающими свод, расписаны фресками и украшены резьбой. Именно этот зал окружает та самая круглая стена - Echo Wall, которая может передавать звуки на большие расстояния.
• Алтарь Хуаньцю (Алтарь Круглого кургана) представляет собой круглую платформу с тремя уровнями мраморных камней. На камнях можно увидеть высеченных драконов, окрашенных в яркие цвета, которые символизируют императоров. Вся структура и оформление зала под открытым небом подчинены цифре 9 либо кратными ему, поскольку она символизирует власть и императоров в древнем Китае. Находясь в нем, посетители сами могут обнаружить эту связь. Кстати сказать, в древности императоры сжигали подношения для Неба в печи на платформе, расположенной посредине алтаря Хуаньцю (Неба).
Интересный факт: Чтобы показать свое уважение и благодарность Небесам, императоры династий Мин и Цин переезжали из своих покоев в Запретный город, располагаясь лагерем в Храме Неба со своими ренастройками два раза в год. В это время император молился Небу о хорошем урожае, а затем и приносил жертву на алтаре. Торжественная церемония должна была проведена безукоризненно, ведь существовало поверье, что даже незначительная ошибка или малейшая запинка принесет несчастье всему народу в последующий год.
Также стоит отметить, что в последние годы территория Храма Неба и Земли разделена на две части – общественный парк и туристическую зону. Общественная зона является местом развлечений и утренней зарядки для местных жителей. Открыта с раннего утра до поздней ночи. Люди, живущие поблизости, любят заниматься спортом , коллективной зарядкой или принимать участие в спортивных и колоритных фольклорных мероприятиях/играх. Теперь каждый человек может неторопливо прогуляться по императорскому парку, принять участие в различных мероприятиях или просто окунуться в удивительную атмосферу мирной жизни.
Для туристов разработан особый маршрут. На территорию Храма Неба и Земли они могли попасть через любые из четырех ворот. Для неторопливого и приятного посещения особенной достопримечательности Пекина путешественникам предлагается начать исследование с Южных ворот. Именно там расположен Храм-алтарь Хуаньцю, Эхо-стена, Кухня для жертвоприношений и т. д. Следуя по дальнейшему маршруту гости проследуют по торжественному пути моста Данби и доберутся до Храма и алтаря Циниань, вокруг которых разбит Цветочный сад, здесь император останавливался во время жертвенных церемоний. К югу от сада находится Дворец воздержания, где императоры неустанно молились за будущее государства.
Источник: https://novate.ru/blogs/240523/66435/