Бэй Юймин родился в 1917 году в в Гуанчжоу, детство провел в Гонконге и Шанхае. На его решение стать архитектором повлияли причудливые ландшафты садов Сучжоу. В семнадцать лет он перебрался в США, чтобы воплотить свою мечту в жизнь – получить архитектурное образование. И… учиться ему не понравилось. Западный мир уже завоевала архитектура «интернационального стиля» - белый цвет, геометрия, легкость… А академическая система еще не адаптировалась к новым веяниям, предлагая студентам проектировать здания в духе историзма. Свое профессиональное счастье Юймин нашел в Гарварде.
В конце тридцатых годов, когда в Германии к власти пришли нацисты, легендарная школа дизайна Баухаус была закрыта, а ее преподаватели и студенты вынуждены были уехать – буквально спасая свою жизнь. Многие из них симпатизировали коммунизму или относили себя к коммунистам, немалый процент сотрудников и обучающихся составляли евреи… Так эстетические принципы и методики преподавания Баухауса «переместились» в США. Там признанные мастера своего дела, архитекторы, возглавлявшие Баухаус, продолжили свою преподавательскую деятельность. Первый директор школы Вальтер Гропиус и выдающийся промышленный дизайнер Марсель Бройер преподавали в Гарварде – именно там с ними и познакомился Бэй Юймин, полный надежд и бунтарских идей.
Нельзя сказать, что Бэй Юймин был абсолютным приверженцем модернизма в его первоначальном, чистом виде. Как и многих китайских дизайнеров, его привлекали архитектурные традиции родной страны. Он агитировал коллег больше уделять внимания истории, ландшафту, духу того места, где предстояло возвести здание. Именно поэтому в творческом багаже Бэй Юймина немало построек, буквально цитирующих традиционные формы азиатской архитектуры – но в новом, свежем, даже освежающем ключе. С другой стороны, Бэй Юймин (кстати, в некоторых случаях можно увидеть написание его имени как Ю Мин Пей или просто Пей, что вызвано различиями в написании имен в Китае и США) признавался, что обожал проектировать небоскребы – просто потому, что это был вызов для него с инженерной точки зрения. Небоскребы эти активно критиковали с точки зрения фэншуй – слишком угловатые и в неподходящих местах.
Одним из первых известных проектов Бэй Юймина стала Мемориальная часовня Люса в Тайване, посвященная памяти проповедника-миссионера Генри Уинтерса Люса. Для многослойной треугольной конструкции часовни изначально предполагалось использовать дерево, однако высокая влажность воздуха и тот факт, что здание возводилось в сейсмоопасной зоне, вынудило архитектора отказаться от этой идеи. Тем не менее, желтая глазурованная плитка позволила добиться необходимого эстетического эффекта.
Но самая известная работа Бэй Юймина не имеет отсылок к архитектуре Китая. Даже люди, мало знакомые с историей современного дизайна, знают ее – и часто относятся неодобрительно. В конце восьмидесятых он спроектировал стеклянную пирамиду, которая теперь входит в комплекс так называемого «большого Лувра» и служит основным входом в музей. Ее прообразом стала пирамида Хеопса, а прославил за пределами Франции роман Дэна Брауна «Код да Винчи».
Еще одну пирамиду Бэй Юймин возвел в США. Зал славы и музей в Кливленде рассказывает посетителям об известных людях, которые подарили миру рок-н-ролл. Для архитектора важно было отразить динамику, силу, энергию музыки – и в то же время две стеклянные пирамиды, соединенные с белой башней, не могут не вызывать ассоциаций с древними гробницами, сохраняющими память о великих деятелях прошлого на тысячи лет.
Свою любовь к традиционной азиатской архитектуре Бэй Юймин воплотил в проекте за пределами Китая – что удивительно, в Японии, близ Киото. Музей Михо расположен в живописной местности, на холмах, поросших лесом. Он был основан одной из богатейших женщин Японии, занимавшейся текстильным производством и коллекционированием предметов азиатского искусства (особенно – изделий для проведения чайной церемонии). Кроме того, она основала организацию Синдзи Сюмэйкай, пропагандировавшую занятия искусством и эстетическое наслаждение природой как религиозную практику. Форма основного здания навеяна храмами Киото.
Бэй Юймин много путешествовал, изучая архитектуру стран Африки и Ближнего Востока. И все – ради этой постройки из белого известняка с включением стеклянной панели. Для него соответствие проекта эстетическим и духовным принципам исламского искусства было принципиально важным.
Кстати, учредительницей и этого музея была женщина – писательница Сабиха Аль-Хемир.
И, конечно, не обошлось без признания любви к тому самому Сучжоу, сады, мосты и пагоды которого стали для Бэй Юймина вдохновением на архитектурном поприще. Ему было почти девяносто на момент завершения строительства – впрочем, сам творец прожил больше ста лет, сохраняя творческую активность и задор (а еще семьдесят лет был женат на одной и той же женщине – и никаких вам скандальных подробностей в духе «он гений, ему нужно разнообразие»). Музей, посвященный традиционным искусствам и ремеслам Китая, воплотил в себе все характерные особенности творчества Бэй Юймина – стеклянные пирамиды, уважение к историческому прошлому, аккуратное включение здания в ландшафт, строгий ритм объемов.
Текст: Софья Егорова.