Его звали Джордж Полдинг Фарнхэм. Родился он в обеспеченной американской семье, что называется, с историей – родословную свою они знали в подробностях с 1600-х годов, в предках и близких родственниках числились борцы за независимость США и крупные политики. А еще у Пола – так Джорджа Полдинга называли друзья и родные – была очень полезная тетя. Элеонора М. Полдинг вышла замуж за Чарльза Томаса Кука, вице-президента и будущего президента Tiffany & Co. И, зная о художественных способностях любимого племянника, поспособствовала тому, что он оказался в этой компании – для начала, учеником главного дизайнера Tiffany & Co. Эдварда Мура. Ученичество длилось шесть лет.
Первой самостоятельной работой Фарнхэма была роскошная золотая брошь с огромным желтым бриллиантом. Сразу он заявил о своих «ботанических» пристрастиях – она была выполнена в форме японской хризантемы. А именно начало 1880-х годов стало временем особого увлечения европейцами Японией – и ее символикой в том числе. В этот период в должности помощника главного дизайнера (и в дальнейшем – члена правления) Фарнхэм занимался разработкой коллекции для участия компании в Парижской выставке 1889 года. Эта выставка, приуроченная к столетию взятия Бастилии, стала одним из эпохальных событий в развитии европейского дизайна, перевернула представления публики о ювелирном искусстве и продемонстрировала первые плоды нового стиля, имя которому – модерн.
Для участия в этой выставке Фарнхэм создал настоящий цветник. Двадцать четыре орхидеи натуральной величины – эмаль, серебро и патинированное золото. Украшены они были жемчугом и редкими драгоценными камнями. Потрясающей реалистичности Фарнхэм добился, заливая серебро в формы, выполненные с использованием настоящих цветов.
Коллекция Фарнхема заслужила золотую медаль в разделе ювелирных изделий на выставке и многочисленные хвалебные отзывы. Его называли гением, а цветы из золота, серебра и эмалей, тонкие, нежные, словно живые – главными экспонатами выставки. Журналисты утверждали, что США буквально в долгу у Полдинга Фарнхэма – ведь именно он обеспечил парижский триумф американской ювелирной индустрии, именно он заставил всех усомниться в том, что Франции не с кем конкурировать за звание модной империи. Драгоценных орхидей Фарнхэма, впрочем, больше – еще несколько он сделал уже после выставки для продажи в нью-йоркском бутике Tiffany & Co.
В 1891 году умер наставник Фарнхэма – Эдвард Мур. Конечно, сомнений в том, кто сменит Мура на посту главного дизайнера, не оставалось – конечно, гениальный «садовник» Джордж Полдинг Франхэм! Он продолжал придумывать роскошные броши-цветы для участия в выставках, выполнял и частные заказы.
Помимо «ботанических» работ создавал ювелирные часы, кубки, вазы и другие изделия в духе ренессанса. Известно, что спустя пять лет после своего громкого назначения он женился на скульпторе Салли Джеймс. У них был трое детей. Все шло просто отлично – Фарнхэма восхваляли, он завоевывал престижные награды, был примерным семьянином, но тут…
После смерти отца бразды правления Tiffany & Co. принял на себя Луис Комфорт Тиффани – тот самый «блудный сын», отказавшийся поначалу от ювелирного бизнеса. Тот самый, чья мастерская выпускала легендарные витражные лампы, всеми забытые после мировых войн и вновь открытые уже в семидесятые годы (кстати, ровно та же судьба ждала и броши Фарнхэма – он станет «потерянным гением Tiffany» и обретет посмертную славу в тот же период кэмповых семидесятых). Как ни странно, Фарнхэм с новым начальником не поладил. Какое-то время им удавалось находить компромиссы, но, по-видимому, Луис Комфорт счел стиль главного дизайнера компании устаревшим, слишком буквальным и лишенным воображения – унылое подражание природе. В конце концов, в 1908 году он покинул фирму… и ювелирную индустрию вообще. «Гений, которому Америка обязана» больше никогда не вернулся к созданию украшений.
После ухода из Tiffany & Co. Фарнхэм решил инвестировать в горнодобывающую промышленность в Британской Колумбии. На самом деле начал он этим заниматься еще в 1898 году, спустя три года купил в Уиндермире землю и выстроил на ней ранчо. Горные хребты Селкирк и Перселл славились месторождениями меди, золота и серебра. Однако содержание шахты обходилось ему все дороже, а доходов она приносила все меньше. К 1911 году Фарнхэм практически обанкротился. Его личное состояние было исчерпано. Местные, впрочем, вспоминали его с глубоким уважением, утверждая, что свое поражение этот человек принял «как настоящий мужчина». Он не оставил после себя долгов, не поставил под удар никого… кроме самого себя.
Поскольку Фарнхэм проводил все больше времени вдали от семьи, а в 1912 году и вовсе по непонятным причинам переехал в Калифорнию, супруга его подала на развод – в связи с «бегством» супруга. И, конечно, получила желаемое.
В последние годы жизни бывший ювелир занимался масляной живописью. Он создал девятнадцать картин, посвященных развитию морской торговли – от Финикии до современности. Интересно, что каждая картина была написана на деревянной панели – и это была именно та древесная порода, которая использовалась при создании того или иного изображаемого корабля. Вся серия после выставки в галерее Коркоран перешла нью-йоркскому арт-дилеру Максу Уильямсу, а сейчас хранится в в Художественной галерее Университета Питтсбурга.
Фарнхэм, успевший в жизни побывать и горняком, и художником, скончался в Калифорнии в возрасте шестидесяти семи лет. «Забытый гений Tiffany & Co.» - так называется посвященная ему книга, но его чудесные эмалевые орхидеи забыть, однажды увидев, невозможно.
Текст: Софья Егорова.
Рупор будет свободен через:
42 мин. 54 сек.