Описанный в Ветхом Завете Библии древний город Месопотамии Ур во второй половине 23 века до нашей эры стал родиной Энхедуанны. Отцом её был царь Саргон, правитель аккадцев. Когда дочь подросла, то она стала верховной жрицей в храме бога луны Нанны. В то время царь завоевал Шумер - юг современного Ирака. О том, что Энхедуанна решала не только религиозные, но и важные политические задачи, говорит то, что она пыталась объединить расколотое культурными противоречиями царство под властью своего отца.
Жрица фактически соединила шумерскую богиню Инанну с аккадской богиней Иштар. Таким образом она пыталась собрать воедино две разные культуры, два разных народа. Могущественный царь Саргон не отказывал дочери во влиянии на дела государства. До наших дней дошло её произведение «Воздвижение». Оно говорит не только о стремлении жрицы к миру и объединению народов, но и о важности женщин в государственном устройстве этого великого царства Древнего мира. Выставка носит название «Та, кто писал: Энхедуанна и женщины Месопотамии» и продлится до 19 февраля этого года.
В музее хранится диск с изображением жрицы, как она участвует в ритуале возлияния богу. Энхедуанна написала целый сборник храмовых гимнов. Роль жриц была очень важна в обществе того времени. Об том явно свидетельствует Список имён жриц, который существует наравне со Списком царей. Это говорит не только об их высоком положении в обществе Древнего мира, но и об огромном политическом влиянии.
Когда были обнаружены некоторые произведения Энхедуанны, современные археологи и учёные отвергли эти письменные свидетельства. Их не приняли всерьёз лишь по одной причине — она была женщиной. Об этом лучше всего говорят комментарии учёных мужей к обнаруженной статуе жрицы с табличкой на коленях. Она что-то пишет, но они назвали это «женщина с табличкой на коленях, что означает — неизвестно». Это всё, что нужно знать о пренебрежении женщинами современной наукой. В Месопотамии, в отличие от современного общества, всегда прекрасно знали о влиянии Энхедуанны и её наследии.
Иногда бывает, что люди читают о каких-то исторических личностях в учебнике или научной статье и повествование ведётся всегда от третьего лица. Это понятно, ведь в основном, находят обрывки текстов, потом они объединяются учёными в единое целое. Совсем иное дело с «Воздвижением» Энхедуанны. Это цельное произведение. Жрица говорит о себе от первого лица. Это её история. Слова женщины, полные чувств, ожиданий, надежд и даже страсти, дают читателям очень мощное и в то же время жутковатое ощущение слышать голос кого-то так невероятно давно ушедшего.
Текст повествует о месопотамских богинях Инанне и Иштар. Инанна — шумерская богиня изобилия, плодородия и брака. Ей совершали подношения плодов Земли. Иштар - богиня войны. Когда Энхедуанна сочетает их, получается некое божество, которое несёт в себе все эти функции. Некоторые стихотворения жрицы повествуют о том, как богиня может разрушить всё вокруг, а может сделать земли плодородными и богатыми. Она очень могущественна, она дарит людям и животным возможность иметь потомство.
Иштар/Инанна тем временем становится популярной во всей Месопотамии. В разные периоды времени им поклоняются примерно одинаково. В своём произведении «Воздвижение Инанны» жрица пишет о ней следующие строки: «Инанна, Царица Небес». Это даёт понять, что она считала её главной богиней.
В других текстах много написано о политике государства того времени. Всё было направлено на то, чтобы объединить царство, сделать его единым. Имя Энхедуанны пережило века и удостоилось быть в Списке жриц, который существует наряду со Списком царей. Всё это говорит о том, что власть не была прерогативой мужчин, женщины в Древнем мире занимали важные посты в политических структурах и играли важные роли в обществе. Наука не может это игнорировать.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050123/55157/