Одним из самых впечатляющих и грандиозных зданий-символов СССР является Театр Российской армии (Центральный Академический театр Советской Армии), построенный на Суворовской площади в 1934–40 гг. Проект масштабного здания в виде пятиконечной звезды разработали К.С. Алабяна и В.Н. Симбирцева, точнее сказать, они лучше всех выполнили основное требование, поставленное перед участниками всесоюзного конкурса на лучший дизайн: «В архитектуре театра отразить Красную Армию».
Благодаря их, казалось бы, простой идее здание получилось действительно впечатляющим, при этом оно стало не только идеологическим символом, по сей день масштабная структура является знаковым примером театральной архитектуры.
Интересный факт: Театр Советской Армии может похвастаться самой большой сценой в Европе, на которой, в свое время, не раз проходили реконструкции сражений с участием боевых танков и кавалерии.
В Улан-Удэ есть своя достопримечательность, которую советские архитекторы в 1978 году задумывали как самую длинную пятиэтажку в стране, а получился бы самый настоящий дом-символ, который в прямом смысле слова отражал аббревиатуру СССР. Только распад страны, упорно строящей коммунизм, помешал возведению отдельно стоящего пятиэтажного дома в виде буквы «Р». А вот три соединенных буквы «С» выглядят очень даже привлекательно, особенно если посмотреть с высоты полета. Кстати сказать, этот комплекс облицован красным кирпичом, а на торцах здания белым цветом были выложены национальные орнаменты коренного народа, что позволило сохранить довольно привлекательный вид несмотря на то, что дому уже 45 лет.
Как оказалось, народ Страны советов без пропаганды и агитации легко угадывал аббревиатуру СССР в любом строении, имеющем округлую форму, даже если архитектурная идея была далека от символизма. В Таганроге, например, в 1930-х годах построили жилую высотку, точнее сказать, модный в те времена дом-коммуну в виде разорванного кольца, очень напоминающего букву «С». В народе сразу же заговорили, что это начало строительства жилого комплекса, после окончания которого с высоты можно будет прочитать заветные 4 буквы – СССР.
Были ли такие планы никто точно не знает, но то, что экспериментальный дом возводился с одной целью – сэкономить, так это подтвержденный факт. Специалисты знают, что на строительство зданий такой формы уходит меньше материалов, а вот устойчивость их гораздо выше традиционных построек. Правда, сэкономили на рабочих завода «Красный Котельщик» весьма существенно, ведь в доме не оказалось никаких коммуникаций.
Вот в Самаре, никому не пришлось притягивать за уши мечты о символизме в архитектуре на просторах Великой страны. Для работников оборонного завода имени А. А. Масленникова решили построить столовую, да не просто традиционное здание, которое бы замечали только, когда приходило время обеда. Перед архитектором Екатериной Максимовой была поставлена задача спроектировать символичный объект, глядя на который ни у кого бы не возник вопрос, в какой стране он находится. В итоге в 1932 году при заводе появилась двухэтажная столовая, повторяющая очертания серпа и молота – одного их самых первых и значимых символов социалистического государства, изображение которых можно было увидеть практически на каждом шагу.
Значимый памятник конструктивизма и очередной символ, правда, больше народный нежели советский, находится Иваново. Речь идет о жилом доме, построенном в 1934 году для сотрудников ОГПУ, НКВД, КГБ. Руководство ведомства поручило местному архитектору А. И. Панову спроектировать максимально компактный дом, поэтому и была разработана полукруглая конструкция, в очертаниях которой угадывалась подкова – символизирующая счастье. Хотя, если учесть, что жизнь в СССР – это долгожданное счастье для обездоленного народа, можно считать, что и этот дом является символом СССР, ну, на худой конец, ярким образцом конструктивизма, который, кстати, местными властями Объектом культурного наследия регионального значения.
Это здание коммунистическим символом никак не назовешь, но то, что его формы до сих пор вызывают горячие споры, и каждое поколение видит в нем определенную метафору – этого не отнять. Речь идет об Омском государственном музыкальном театре, спроектированном коллективом московских архитекторов-новаторов, во главу угла поставивших создать идеальные условия для звучания (при этом еще и сценическая площадка вращалась) и работы самих актеров (в каждой гримерке предусмотрен душ, что в советские времена было нереальной роскошью). И не важно, с какой стороны он олицетворяет роль – один из главных атрибутов сцены, а с какой и вовсе зовет в дальние дали, ведь больше похож на парусник – главное, он по сей день является знаковым местом города. Кстати, сами омичи называют его трамплином, а подрастающее поколение увидели в формах здания шлем некоторых фэнтэзи-персонажей.
Уникальное во всех отношение здание в ялтинском санатории «Курпаты», (речь идет о пансионате Дружба) явным символом советской идеологии не является, но после его возведения (совместный проект профсоюзов СССР и Чехословакии, авторы проекта: архитектор Игорь Василевский, инженер Нодар Канчели) он превратился в советский символ инноваций и космических перспектив. Моноблок, в форме окружности с выступающими гранями, интегрированный в небольшой клочок скалы (кому, напоминающий летающую тарелку пришельцев, а кто видит вращающиеся шестеренки), оказался очень эргономичным пространством для организации гостиничного комплекса. Мало того, что максимальное количество номеров выходит на морское побережье, так еще и предусмотрена функциональная крыша со смотровой площадкой и зоной отдыха, да и столовая находится в одной из «маленьких шестеренок» на вершине объекта, так что фантастические виды обеспечены и во время трапезы (и все это на высоте 56 метров над пляжем).
В Санкт-Петербурге есть свое здание (разработчики: коллектив специалистов ЛГПИ), ставшее символом советской эпохи – это Институт робототехники и технической кибернетики, которое хоть и не имеет формы социалисткой атрибутики, но выдающаяся архитектура и функционал исследовательского центра делает его особо значимым объектом. Стоит отметить, что это одно из зданий, входящих в комплекс Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики. В башне, напоминающий полураскрытый тюльпан (высота вместе с антенной — 105 метров), находятся исследовательские лаборатории, в которых проходили испытания космической техники (в советское время в нем был установлен манипулятор корабля «Буран»).
В народе бытует мнение, что круглые «дома-бублики», появившиеся в столице СССР, должны были символизировать олимпийские кольца.
Источник: https://novate.ru/blogs/070523/66288/