Ограбление музея Гарднер было признано самым громким ограблением в истории. Шутка ли, преступники похитили более десятка легендарных произведений искусства, общая стоимость которых составляет более 500 миллионов долларов! Дело по сей день не раскрыто. Как это могло случиться? Кто заказчик? Где украденные шедевры сегодня? Все эти вопросы долгие годы не дают покоя лучшим сыщикам мира.
Произошло это событие утром 18 марта 1990 года. Двое неизвестных мужчин, переодетых полицейскими, заявили охранникам, что приехали на сигнал тревоги. Охранники впустили фальшивых копов и уже через пару минут оказались в наручниках и в подвале. В это время воры абсолютно спокойно забрали всё, за чем пришли — 13 легендарных произведений искусства.
Музей был основан Изабеллой Стюарт Гарднер, которая являлась поклонницей искусства и собрала за свою жизнь превосходнейшую коллекцию. Открылся он в 1903 году. С тех пор коллекция только росла. Основательница завещала музею на развитие щедрую сумму почти в четыре миллиона долларов. Единственным условием было никогда ничего не продавать и даже не менять экспонаты местами.
Примерно в 1980-х годах финансовое состояние музея ухудшилось, что привело к отсутствию должного технического обслуживания. Не соблюдались климатические условия и музей даже не имел страховки. ФБР тем временем разоблачило замысел с целью ограбления музея. После этого какие-то меры руководством заведения были приняты. Были установлены датчики движения с системой видеонаблюдения. К сожалению всё это только снаружи, внутри попечители сочли это слишком дорогим удовольствием. Компенсировать этот недостаток были призваны два дополнительно нанятых охранника и установка «тревожной кнопки».
Понятно, что ворам не пришлось особо хорошо готовиться, чтобы обойти не слишком хитрую охрану музея. Злоумышленники действовали планомерно и чётко. Сигнализация, которая начинала звучать, когда к картинам приближались слишком близко, была ими разбита. Потом они убедились, что никто не едет на вызов и абсолютно спокойно забрали всё, что запланировали. Грабители аккуратно вырезали полотна из рамок при помощи лезвия. Преступники прекрасно знали цену того, что им нужно. Легендарные полотна Дега, Вермеера, Рембрандта, Мане и других знаменитых художников быстро были упакованы. После чего воры проверили пленённых охранников, замели следы и были таковы. Через несколько часов пришла новая смена. Они и вызвали полицию, а те обнаружили их товарищей связанными в подвале.
Преступники похитили в общей сложности 13 произведений искусства. Оценочная стоимость их с того времени выросла до полумиллиарда долларов. Воры старались брать не просто дорогие картины, а весьма специфические. Среди украденного были: «Концерт» Вермеера, единственный существующий морской пейзаж Рембрандта «Буря на Галилейском море», небольшой автопортрет Рембрандта (который до этого уже два раза похищали), «Дама и джентльмен в чёрном» Рембрандта, все наброски Дега, ещё несколько не таких ценных, но уникальных произведений искусства, а также Имперский орёл с флага Императорской гвардии Наполеона.
Музей сегодня предлагает огромнейшее вознаграждение за любую информацию. Эксперты, изучавшие выбор воров, были сбиты с толку, поскольку они украли несколько произведений искусства разной ценности и упустили из виду другие ценные шедевры таких мастеров, как Микеланджело и Рафаэль. Была ли это преднамеренная тактика? Воры даже не поднялись на третий этаж, где висела самая ценная картина Тициана «Похищение Европы». То есть они знали, что им конкретно нужно. До сих пор пустые рамы пропавших без вести работ остаются на своих первоначальных местах в ожидании их возвращения.
Поскольку срок давности истёк в 1995 году, прокуратура заявляет, что любой, кто добровольно вернёт украденные произведения искусства и при этом участвовал в ограблении, не будет преследоваться по закону. ФБР взяло дело под свой контроль из-за опасений, что картины могут быть перевезены через границы штатов. Воры совершили «чистое» ограбление и не оставили для полиции ни следов ДНК, ни отпечатков пальцев. Описание преступников тоже ничего особенного не дало.
Подозревали в соучастии охранников и членов знаменитой в то время банды Мерлино. Главным подозреваемым был некто Бобби Донати. Он собирался вытащить из тюрьмы своего шефа Винсента Феррару и ради этого якобы затеял ограбление музея. Кто-то даже признавался, что слышал, как тот хвастается, что украл картины и закопал их. Были некоторые улики, которые указывали на Бобби. Проблема в том, что проверить эту версию было не суждено. В том же году, когда произошло громкое ограбление, Донати был убит. Теперь его не спросишь.
Следующим подозреваемым стал Джимми Маркс, матёрый преступник, на счету которого уже были подобные кражи. Он тоже успел похвастаться, что обладает картинами из музея Гарднер. Кроме того, у него были связи с Бобби Донати. Менее года спустя после ограбления он был застрелен у дверей собственной квартиры двумя выстрелами в затылок.
После этого долгие годы расследование не давало ничего нового. В 2014 году внезапно вдова одного преступника заявила, что её муж в своё время убил Джимми Маркса. Расследование ничего не дало. Потом внимание сыщиков привлёк некий Роберт Джентиле. Это был гангстер с богатым прошлым. Обыск его квартиры ничего особенного не дал. В жилище преступника нашли лишь оружие и запрещённые вещества. Внимание сотрудников ФБР привлекла одна странная бумажка, которую нашли при обыске. Это был список похищенных в музее Гарднер картин. Джентиле всё отрицал, а других зацепок не было. Год назад и это звено оборвалось — Роберт Джентиле скончался.
Оценщик ювелирных изделий по имени Пол Калантропо был другом Бобби Донати. Он рассказал прокурору, руководившему расследованием с 2010 по 2016 год, что Донати просил его оценить некий ценный бронзовый предмет. Оценщик в предложенной вещи сразу узнал похищенного в музее Гарднер имперского орла. Только сделка тогда не успела состояться. Прокурор не поверил Калантропо.
Музей нанимал также частных сыщиков для поисков своих украденных картин. Один из них нашёл некого бывшего каторжника, который был хорошо знаком с Бобби Донати. Он утверждал, что Бобби никогда никому не доверял и что картины он надёжно спрятал. Однажды кто-то их откопает. Других таких зацепок у правоохранителей больше не было. Донати так и остался главным подозреваемым.
Дело о 13 пропавших картинах продолжает оставаться сенсационным расследованием для многих теоретиков ограблений произведений искусства. Остаётся верить, что время, в конце концов, покажет, где находятся пропавшие шедевры и кто всё-таки несёт ответственность за ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 году.
Не всегда то, что считают ограблением, совершают преступники. Бывает так, что сокровище просто было получено не совсем честным путём. Так получилось, например, с легендарным алмазом.