Как бы не воспринимали Советский Союз и не считали архитектуру Страны светов безликой и серой, на заре ее становления политика партии была более лояльная к новым идеям и приветствовала новаторство особенно в архитектуре. Правда, многие проекты так и не были реализованы, но они вдохновляли новые поколения творцов на создание особенных шедевров. Речь идет о Лазаре Лисицком, больше известном под именем Эль Лисицкого – незаурядном архитекторе, художнике, конструкторе, первом российском графическом дизайнере и популярном рекламщике (включая агитационные плакаты), мастере фотомонтажа, иллюстратора, инженера, в общем, знаковом творце в стиле русского авангарда. Его работы были настолько прогрессивны, что, глядя на эскизы сложно догадаться, что сделаны они более сотни лет назад.
Взять, хотя бы придуманные им горизонтальные небоскребы, разработанные в противовес американским высоткам, которые он не считал примером для подражания, поскольку движение по вертикали противоречит человеческой природе. Плюс ко всему к началу 1920-х аукнулась непродуманная застройка центральных районов столицы, требующих кардинальных изменений, а терять некоторые архитектурные памятники совсем не хотелось. Именно тогда и возникла идея строительства горизонтальных высоток, располагающихся на высокой опоре (ножке), позволяющей создавать новые здания, не уничтожая исторический фонд.
В рамках реконструкции центра Москвы планировалось снести множество исторических зданий, ведь планировка столицы совсем не отвечала новым требованиям. Эпохальная стройка затрагивала район Бульварного кольца, поэтому именно к нему шла привязка проекта Лисицкого, считающего, что несмотря на несуразность градостроительной планировки дореволюционного периода, колоритные купеческие дома необходимо сохранить, при этом обеспечить современный вид, создать более эргономичные общественные пространства для горожан и гостей Первопрестольной, а также более рационально использовать имеющиеся площади.
Новаторские идеи: Все эти требования креативный архитектор предлагал выполнить с помощью строительства 8 неординарных зданий, представляющих собой масштабные железобетонные конструкции с максимальной площадью остекления, которые устанавливались бы на металлических сваях или массивных опорах. Структура каждого здания состояла из трех отдельных блоков: два – размером 180 и 16 метров (длина и ширина соответственно), плюс короткий блок, используемый в качестве соединителя между двумя корпусами. Все они располагались горизонтально относительно земли (в виде консольного свеса), образовывая букву Ч (если смотреть сверху), и закреплялись на трех опорах, используемых для установки лифтов. При этом две опоры-основания обеспечивали бы движение вверх-вниз в сам горизонтальный небоскреб, а вот третья – заменила бы традиционный вход в станцию метро, ее лифт мог доставлять людей прямо под землю в ее вестибюль.
Кстати сказать, заоблачной высоты не планировались, автор идеи считал, что 30-35 метров было бы достаточно, чтобы здание не мешало ни обзору, ни движению транспорта. При этом непосредственно под его конструкцией появлялись дополнительные пространства для обустройства остановок или небольших торговых точек или точек общественного питания (в наземной части). Сами же здания также не претендовали на звание высоток, трех этажей было вполне достаточно, чтобы расположить в них самые востребованные учреждения и организации для упрощения жизни горожан.
В этом проекте речь не шла о жилых комплексах, ведь центр города нужно использовать более рационально. Тем не менее разработчик считал, что этот проект целесообразно использовать в качестве типовой застройки, ведь горизонтальные небоскребы неплохо бы выполняли функции домов-коммун, которыми просто бредил Лисицкий, считающий, что сообщество советских людей отошло от мещанства и строительства индивидуальных домов и просто мечтает жить коллективно, имея в приватной собственности лишь спальню. А вот гостиные, кухни, столовые, кладовые, прачечные и душевые становились зонами социального взаимодействия – были бы общими.
Несмотря на всю рациональность проект и открывающиеся неограниченные перспективы развития второго уровня городского пространства идеи авангардиста-новатора Лисицкого остались незамеченными. В 1935 году был утвержден генеральный план реконструкции исторического центра, предусматривающий снос практически всех исторических зданий, ведь горизонтальные небоскребы никак не укладывались в голове консервативного руководства, считающего идеи архитектора слишком футуристическими и плохо сочетающимися с обликом столицы. По этой причине в Москве и в России не найдешь ни одного здания, построенного по проекту великого экспериментатора, мечтавшего о создании функционального общественного пространства с рациональным использованием земельных ресурсов.
Авторы Novate.ru хотели бы сразу оговориться, что новаторские идеи незаурядного архитектора так и остались в столе. Продолжая идеи Эль Лисицкого грузинский архитектор Георгий Варламович Чахава спроектировал футуристическое здание для Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР. Здание, появившееся в Тбилиси в 1975 году, отдаленно напоминает горизонтальный небоскреб Лисицкого, только этот «утюг» (именно так называли проект в 1920-х годах) имеет еще более причудливую структуру, образованную с помощью множества консольных блоков.
За рубежом проектировщики и застройщики более внимательно отнеслись к рациональным планам советского архитектора, позволяющим задействовать минимальную площадь земли с максимальным увеличением полезной площади самого здания. Консольный горизонтальный небоскреб для креативного центра в порту Дюссельдорфа – PEC Port Event Center можно считать одним из первых зарубежных объектов, основанных на принципах проектирования, которые предложил советский архитектор Эль Лисицкий. Его разработали специалисты немецкого архбюро Wansleben Architekten.
Еще одна архитектурная студия Германии (BRT Architekten) построила в Кёльне многофункциональный комплекс Kranhaus, состоящий из очень похожих на «утюги» Лисицкого зданий. Три 60-метровой высоты горизонтальных небоскреба (длина – 70,2 м, ширина - 33,75 м), возвышающиеся над портовой зоной, предназначены для размещения офисов и жилых апартаментов (жилые пространства только в одном из них).
Судя по тому, сколько горизонтальных небоскребов за последние годы появилось в Германии, немецким архитекторам больше всех импонирует практичность подобного рода конструкций. Так, например, специалисты компании Steidle Architects реализовали подобный проект неподалеку Восточного железнодорожного вокзала в Мюнхене. И представляет он собой трехэтажное здание больше похожее на мост (отсюда и название Medienbrücke или «Медиамост»), установленное на железобетонные колонны высотой 42,5 метров. Предназначен горизонтальный небоскреб для компании IVG Munich, которая использует его в качестве штаб-квартиры.
В Роттердаме также построили горизонтальный небоскреб DeBrug. Авторами проекта стало нидерландское архитектурное бюро JHK и предназначался он для международной компании Unilever, базирующейся в порту. Новая штаб-квартира в виде горизонтального небоскреба из стекла и стали (длина – 133 м, ширина – 32 м), состоящая из четырех этажей, общей площадью 4,25 тыс. кв. метров (включая паркинг), позволила обрести дополнительные пространства, при этом сохранить историческое здание 1891 года постройки и часть корпусов действующего завода Unilever, которые теперь находятся под ним.
Справедливости ради стоит сказать, что консольные структуры, напоминающие горизонтальный небоскреб Лисицкого, спустя почти сотню лет появились и в Москве. Таким зданием может похвастаться Московская школа управления «Сколково», правда, спроектирована она британским архитектором Дэвидом Аджайе, который взгромоздил 4 огромные горизонтальные структуры на один диск. При этом длина каждой консольной конструкции получила название не от функционала корпуса (административный блок, спортивный комплекс, гостиница, общежитие), а от наименования горных систем: Гималаи (длина – 54,05 м, ширина – 33, 9 м), Коракорум (длина – 36,21 м, ширина – 12,6 м), Тянь-Шань (длина – 108,64 м, ширина – 13,6 м), Памир (длина – 129,8, ширина – 11,1 м).
В 2014 году в столице Эквадора, в Кито, также появился горизонтальный небоскреб UNASUR Building, построенный по проекту архитектора Диего Гуаясамина, и предназначен он для размещения штаб-квартиры Союза южноамериканских наций UNASUR. Этот комплекс имеет свои особенности – из пятиэтажного здания «вырастают» две консольные структуры (длиной 50 и 38 метров), являющиеся архитектурным символом свободы от колониального рабства.
Один из корпусов в виде гигантской лодки принадлежит самому дорогому отелю и казино – Marina Bay Sands в Сингапуре. Спроектированный сирийцем Моше Сафди архитектурный комплекс состоит из трех 200-метровых традиционных высоток и одного 133-метрового горизонтального здания, закрепленного на высоте 66,5 метров. В нем обустроены терраса со смотровой площадкой, сад и панорамный бассейн с захватывающими видами на город.
Ну а самым масштабным известным горизонтальным небоскребом мира является один из корпусов комплекса Raffles City Chongqing, частично объединенного небесным мостом Crystal длиной 395 метров. Впечатляющее сооружение объединяет только четыре из шести 250-метровых башен, которые стали для него опорными «столбами». Сам же футуристический горизонтальный небоскреб является общественным местом с открытой смотровой площадкой, садом, видовым бассейном, закрытым элитным клубом – и все это, на высоте 250 метров.
Источник: https://novate.ru/blogs/010523/66232/