16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему сосед Гитлера и самый успешный немецкий писатель решил уйти из жизни вместе с женой: Стефан Цвейг



У него в жизни всё было прекрасно – творчество, слава, любовь и достаток. Его стихи обожал сам Ромен Роллан и перекладывал на музыку Штраус. Всё испортила война: пацифист Стефан Цвейг оказался в изоляции, уединился в Зальцбурге, но по иронии судьбы оказался соседом Адольфа Гитлера, о котором, впрочем, в то время никто и не знал.



Стефан Цвейг – сын наследницы банкиров и промышленника – гордился своим происхождением и считал, что именно оно самая надёжная опора в жизни. В молодые годы, заводя новое знакомство, он обязательно интересовался источником состояния и родословной визави. Но потом понял, что социальный статус – это всего лишь фикция. И причины на это у него были.

 

Первые шаги в жизни и литературе



Его отец занимался только преумножением капитала, а мать была занята только собой. Возможно, поэтому Цвейг не любил вспоминать о детстве и ненавидел авторитаризм. Старший брат Стефана стал наследником отцовского бизнеса, а он сам, получив докторскую степень в Венском университете, поддерживал репутацию семьи. После окончания университета Стефан Цвейг объехал полмира - Европа, Индия, Северная Америка, Куба, Панама, а к концу Первой мировой поселился сначала в Швейцарии, а потом переехал в австрийский Зальцбург.

Стефан Цвейг - один из самых успешных писателей.

 

Стефан Цвейг - один из самых успешных писателей.



Первым его учителем на литературном поприще стал Теодор Герцль – журналист либеральной венской газеты Neue Freie Presse, которая издаалась в Париже. Но позже Герцль стал теоретиком сионизма, а Цвейг, выступавший за ассимиляцию евреев, не поддержал его. Из-за этого они перестали общаться.

В 1901 году вышел первый поэтический сборник Цвейга, который назывался «Серебряные струны». Начинающий литератор издал его на свои деньги, а Вена приняла его стихи на ура. Сам Рильке благословил Цвейга, а великий Штраус с разрешения автора переложил на музыку шесть стихотворений из сборника.

Первая мировая, крушение идеалов и одиночество


Первая мировая война принесла неудержимому оптимисту Цвейгу отрезвление. Еще недавно он был уверен, что если мир не очень-то и хорош, то с каждым нём становится всё лучше. Его картина мира рухнула, когда он столкнулся с жестокостью и ненавистью войны.

Его картина мира рухнула с началом Первой мировой.

 

Его картина мира рухнула с началом Первой мировой.



Цвейга призвали в армию, но отправили не на фронт, а на работу в военный архив. Он был одним из немногих литераторов, кто выступил с осуждением войны. И не расстался со своими убеждениями даже под давлением семьи, друзей и коллег. Так началось его одиночество.

Даже на военной службе Цвейг писал антивоенные драмы и статьи. Его поддерживал только Ромен Роллан и ещё несколько литераторов-гуманистов. Роллану Цвейг посвятил один из своих очерков, в котором написал, что «Ромен Роллан – это чистое окно Европы».

С юности он увлёкся коллекционированием всевозможных артефактов: рукописей, нотных тетрадей, личных вещей интересных ему людей. А 20–30-е годы прошлого века были наполнены тягой авторов к историографическому писанию – Цвейг говорил, что когда мир так бурлит, выдумывать какую-то художественную паутину не имеет никакого смысла. Цвейг прекрасно проработал жанр беллетризованной биографии – он скрупулёзно вгрызался в архивы, выискивал в переписках героев психологическую подоплёку их действий, находил неожиданные штрихи к портретам. Но главное – относился к личности с большим уважением.

Неожиданное соседство


До начала Второй мировой он был самым успешным писателем Германии. Его произведения издавались по всему миру и переводились на десятки языков. А потом тучи над писателем стали сгущаться. Брехт, Гессе и ещё несколько авторов высказывались о нём, бывало, совсем нелестно. Главный австрийский декадент того времени Гуго фон Гофмансталь организовал Зальцбургский литературный фестиваль и запретил Цвейгу появляться на нём. Томас Манн, хоть и писал, что «со времен Эразма [Роттердамского] ни один писатель не был столь знаменит, как Стефан Цвейг», в кругу близких называл его одним из худших современных авторов.

Жизнь повернулась к Стефану Цвейгу не лучшей своей стороной, и покупка дома в Зальцбурге стала не случайной – он хотел поселиться подальше от людей, которые не разделяли его взглядом и не интересовались его творчеством. В живописной местности под Зальцбургом он открыл мир с иной стороны: узнал, что такое нищета, холод и голод. В беззаботной юности он об этом и не догадывался.

В автобиографическом романе «Вчерашний мир» он писал, что по соседству с ним поселился странный незнакомец человек по имени Адольф Гитлер. Вот такая ирония судьбы – сбежать в горы от провоенной полемики, чтобы стать соседом будущего фюрера.

Уже через годы на 50-летие Гитлера Национал-социалистическая немецкая рабочая партия Германии подарит ему летнюю резиденцию, сохранившуюся по сей день. А домик Цвейга нацисты разграбят.

18-лет счастья с аристократкой и любовный треугольник

Стефан и Фредерика 1935 году.

 

Стефан и Фредерика 1935 году.


В 1920 году Стефан Цвейг заключил брак с аристократкой Фридерикой Марии фон Винтерниц. Их общение началось по переписке, переросло в роман и вылилось в счастливый 18-летний брак. У них подрастало 2 дочери, Фридерика тоже писала, разделяла взгляды мужа и сумела сохранить к нему теплое отношение даже после развода.

Фредерика фон Винтерниц с детьми, 1912.

 

Фредерика фон Винтерниц с детьми, 1912.



Супруга сама пригласила для Цвейга секретаршу секретарши Шарлотту Альтман – бледную, безмолвную, благоговевшую перед Цвейгом. И кстати, в отличие от супруги она была весьма некрасивой. Но всё произошло, как в дешёвом любовном романе: жена застала его врасплох в рабочем кабинете. Цвейг пытался что-то объяснить, а жена требовала убрать секретаршу из дома. 2 года писатель метался в любовном треугольнике, а в 1938 году попросил развод и получил его.

Шарлотта Элизабет Альтман.

 

Шарлотта Элизабет Альтман.



С молодой женой он обосновался в Петрополисе, пригороде Рио-де-Жанейро. Цвейг чувствовал себя разбитым и потерянным: развод, война, потеря духовных ориентиров, разочарование и тоска по родным местам. Его пожирала хандра. «Депрессивные книги в наши дни я считаю

Добровольный уход


И сегодня биографы не могу дать ответ, почему вполне успешный автор, который находился вдали от разворачивающейся мировой трагедии в комфортной стране с преданной молодой супругой решил уйти из жизни, приняв смертельную дозу веронала.

Стефан Цвейг и Шарлотта Альтман.

 

Стефан Цвейг и Шарлотта Альтман.



Трагедия случилась 22 февраля 1942 года. Шарлотта, надо думать, последовала за ним с привычным трепетом. Из тела были найдены в их доме в Петрополисе, в спальне. Он немного запрокинул подбородок и приоткрыл рот, её голова лежала у него на груди, а рука сжимала его руку – эта фотография облетела мировые газеты.

Посмертное фото Цвейга с супругой.

 

Посмертное фото Цвейга с супругой.



Перед своим уходом супруги разослали письма всем друзьям, с которыми хотели проститься. Цвейг написал: «После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью – личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/281222/55105/

 

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

У моего крыльца давно, копытом бьёт вороной

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
"Она совсем не виновата, что в нее влюбился ты..."

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/mist/2622819.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft