Уильям Томас Кинкейд родился 19 января 1958 года в округе Сакраменто, Калифорния. Он, по-видимому, достаточно рано начал рисовать, чем привлек внимание профессионального художника Гленна Весселса, рекомендовавшего ему получить профессиональное художественное образование.
В 1980 году вместе с другом, Джеймсом Генри, от путешествовал по США. Результатом этой поездки стала совместная книга – «Руководство художника по рисованию эскизов». Книга нашла своего издателя и стала бестселлером. Вскоре друзья получили работу в Ralph Bakshi Studios, где вместе с легендарным мультипликатором Ральфом Бакши работали над анимационным фильмом «Лед и пламя». Этот амбициозный проект вызвал у него большой интерес к изображению световых и цветовых эффектов, фантастических пейзажей и идиллических миров.
Считается, что Кинкейд писал преимущественно свой родной Плейсервилль – но выдуманный, сказочный, иллюзорный. Он стремился передать ту щемящую нежность, которую испытываешь, вспоминая родной дом – только лучшие моменты из детства, только самые ясные дни, только самые тихие снегопады, самые яркие цветы. И, конечно, это была Америка в лучших своих образах – частные домики, тихие улочки городов, что называется, «с историей», глубокие озера, леса на горизонте… В технике Кинкейда и тех тонких нюансах цвета, которые завораживали зрителей, было однозначное влияние импрессионизма.
Картины Кинкейда, такие уютные, такие идеальные, очень нравились публике. Он и сам себя называл «самым коллекционируемым художником Америки». Многих профессиональных европейских галеристов, не знакомых с его творчеством, удивляла низкая стоимость работ. Но объяснение оказывалось простым: это были авторские копии. И даже не всегда в полном смысле «авторские».
Производство сказочных пейзажей с маленькими милыми домиками, высокими горами, цветущими садами и мягким снегом было поставлено на поток. Часть популярных сюжетов повторял он сам – раз за разом. Однако немалый процент работ выполняли «ученики», за гроши имитировавшие «уникальный» стиль мастера. Есть версия, что Кинкейд с его специфическими представлениями о морали возвращал картинам «оригинальность», оставляя в них частицы своих волос, подмешанных в краску. Авторской подписи и сертификата подлинности, по-видимому, было недостаточно.
Кинкейд называл себя «Художником Света» и… зарегистрировал это как товарный знак. Его отношения с религией сегодня – тоже вопрос нелегких обсуждений. Сам он неоднократно подчеркивал, как важно для него христианство. Всем своим детям он дал второе имя – Кристиан, что означает «христианин». Он черпал вдохновение в духовных текстах и шифровал в своих картинах отдельные стихи и главы Библии. Кинкейд очень активно занимался благотворительностью, жертвовал огромные суммы, полученные от продаж, Армии спасения и благотворительным организациям, занимающимся защитой детей, привлекал и других людей к этой деятельности своим примером. Однако была и другая сторона жизни Кинкейда, в которой он нарушал одну заповедь за другой.
Смерть Томаса Кинкейда в 2012 году тоже была явлением двойственным. Ему было всего пятьдесят четыре года. В новостях написали – тихо скончался во сне, «очень счастливый, в доме, который он построил, с любимыми картинами и женщиной, которую он любил». Скончался он действительно во сне и, вероятно, довольно тихо – потому что накануне мешал огромное количество алкоголя и внушительными дозами валиума. Он вообще очень много пил и злоупотреблял препаратами, его арестовывали за вождение в нетрезвом виде, обвиняли в пьяных домогательствах и дебошах. С женщиной, которую он любил, Кинкейд жил года полтора. С матерью четвертых своих детей он двумя годами ранее развелся – она уехала в Австралию. Однако именно дочери и бывшая жена Кинкейда основали Фонд Кинкейда, занимающийся сохранением и распространением его наследия.
После смерти Кинкейда его супруга потребовала запретительного приказа против новой пассии художника – ей воспрещалось публиковать информацию и фотографии Кинкейда последних месяцев жизни, вероятно, чтобы не очернять образ «Художника Света». Есть версия, что одной из причин алкогольной зависимости Кинкейда было то, что он не чувствовал себя реализованным как художник. Он был самым продаваемым, он был невероятно популярным, он сам создал себе имидж невероятно востребованного человека – вот только в глазах других художников выглядел наглым дилетантом.
Люди любили его. Америка его любила – Кинкейда систематически приглашали на громкие мероприятия и праздники. Но вот критики нещадно громили. Его упрекали в дилетантизме, в излишней коммерциализации искусства. Хотя художник в действительности не был успешным бизнесменом – за ним, помимо огромных доходов, тянулся след судов, банкротств, конфликтов с партнерами. Но и без этого находилось, за что ругать Томаса Кинкейда. Его сказочные домики, сады и водопады на взгляд профессионалов были слишком слащавыми, слишком сентиментальными, обращались к примитивным вкусам публики и в каком-то смысле даже манипулировали зрителями. "Китч!" - в один голос утверждали они.
Он не был творцом.
Он был корпорацией.
Он был конвейером.
Прекрасный, идеальный мир на картинах был местом, куда Кинкейд безуспешно пытался сбежать от своих демонов.
В 2008 году при участии Томаса Кинкейда вышел фильм - «Рождественский коттедж Томаса Кинкейда», описывающий ранние годы жизни художника и объясняющий его обращение к живописи желанием помочь матери, которой предстояло лишиться семейного дома из-за многочисленных долгов. Главную роль сыграл Джаред Падалеки, звезда сериалов «Сверхъестественное» и «Девочки Гилмор».
Текст: Софья Егорова.