Рем Колхас родился в 1944 году в Роттердаме, в творческой семье. Его дед был известным в Голландии архитектором-модернистом, отец занимался кинематографической критикой и писал сценарии.
На взгляды и творческую манеру Колхаса повлияли два фактора – восстановление Роттердама после разрушений времен Второй мировой войны и переезд семьи в Джакарту. Как и во многих городах Европы, пострадавших от бомбардировок, в Роттердаме градостроительные планы были один смелее другого. Сам же Колхас в детстве играл на развалинах государственного архива и неосознанно впитывал его трагическое величие. Его отец был активным сторонником независимости Индонезии, которая до 1950 года была колониальным владением Нидерландов, а в сороковые еще и была оккупирована Японией. После признания независимости со стороны бывшей метрополии, правительство Индонезии пригласило Антона Колхаса руководить культурными проектами в Джакарте. Шумный, яркий, пестрый мегаполис, где агрессивная урбанизация и социальные проблемы шли рука об руку, произвел на маленького Рема неизгладимое впечатление.
Вернувшись на родину, Колхас занялся… журналистикой и кинематографом – собственно говоря, пошел по стопам отца, который быстро ввел его в круг местной богемы. Один из новых друзей Рема в 1967 году уговорил его на совместную поездку в Москву, которая изменила все. Познакомившись с советской модернистской архитектурой и работами Александра Родченко, критиковавшего – неожиданно – ведущую роль больших городов, Рем Колхас принял твердое решение стать архитектором. В двадцать восемь лет поступил в Школу архитектурной ассоциации в Лондоне. Спустя много лет в России он занимался реконструкцией здания музея «Гараж», вошел в попечительский совет создания музея Дома Мельникова и собирал информацию об архитекторе Иване Леонидове, оформившем интерьер Московского дома пионеров и октябрят в 1935 и интерьер Музея Советской Армии в 1959.
В дальнейшем Колхас завершил архитектурное обучение в Нью-Йорке, где написал свой скандально известный труд «Нью-Йорк вне себя», который проиллюстрировала его супруга. Вообще Колхас-теоретик и Колхас-философ едва ли не известнее Колхаса-архитектора. Он видел в сложностях мегаполисов перспективу для дальнейшего творческого развития. Практически все его проекты посвящены крупным городам. В Лондоне (затем штаб-квартира неоднократно меняла адрес прописки) он создал свое архитектурное бюро – ОМА. Там начинала свой творческий путь, например, Заха Хадид, которая впоследствии обходила ОМА на конкурсах дизайн-проектов.
Надо сказать, что участие в конкурсах градостроительных и архитектурных проектов было основным направлением деятельности ОМА. Им часто не везло уже на этапе строительства – из проектов уходили инвесторы, заказчики не принимали проекты, пропадала актуальность возведения того или иного здания… Многие работы Колхаса так и остались теоретическими изысканиями – но, кстати, исследованиям и футурологическому проектированию ОМА и ее «научное» подразделение AMO уделяют огромное внимание.
Реализованные проекты Колхаса часто вызывали недоумение и критику вкупе с бурными восторгами критиков. Комплекс Центрального китайского телевидения CCTV из стекла и стали, построенный в 2012 году, получил прозвище «штаны» из-за своей П-образной формы. Зато именно так удалось соединить все важные структурные элементы CCTV в одном здании. В одной башне располагаются редакции, офисы и студии съемки, а в другой – гостиница, театр и выставочные пространства.
Проекты Рема Колхаса разбросаны по всему миру, и большинство из них – это здания общественного назначения. Библиотека в Катаре входит в комплекс, известный как «город образования». Ромбовидное здание с оторванными от земли углами, словно бы в попытках взлететь, выполнено с использованием белого мрамора – Колхас не из тех архитекторов, кто возводит использование стали и стекла в абсолют. В ней много света и пространства, что позволяет посетителям комфортно и без напряжения погрузиться в изучение литературы.
Центральная библиотека Сиэтла обладает более агрессивной формой. Здание входит в число ста пятидесяти лучших архитектурных сооружений Америки.
В Порту располагается «самый привлекательный проект Рема Колхаса» - бруталистский концертный зал, известный как «Дом музыки». Архитекторов ОМА раздражал традиционный подход к проектированию концертных залов в форме «обувной коробки», но годы исследований привели их к мысли, что именно это – лучший вариант для качественной акустики. Однако они под руководством Колхаса постарались создать открытое пространство, позволяющее горожанам видеть, что происходит внутри, а зрителям – воспринимать город как своего рода декорацию для выступлений музыкантов.
У Колхаса не так много проектов частных домов, и «Мезон Бордо» - самый известный, поскольку спроектирован он для человека, потерявшего способность нормально передвигаться. Заказчик пережил автокатастрофу и оказался парализован ниже пояса. В то же время он хотел не просто пространство, удобное ему самому – это должен был быть дом для всей семьи, красивый и отражающий внутренний мир обитателей. В доме есть интересно устроенный лифт-кабинет, шахта которого представляет собой библиотеку. Так владелец может перемещаться с одного этажа на другой, в то же время не отрываясь от повседневных занятий. Так Рем Колхас переосмысляет принцип архитекторов-модернистов «дом – машина для жилья» в особом, подлинно гуманистическом ключе.
Текст: Софья Егорова.