Юэ Миньцзюнь родился в 1962 году в городе Дацин, в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, почти на границе с Советским Союзом. Его отец работал нефтяником, и сын поначалу пошел по его стопам – был электриком в нефтяной компании в городе Тяньцзинь, но увлекся рисунком и поступил в университет Хэбэй, где изучал живопись с 1985 по 1989 год. Он относился к поколению, пережившему Культурную революцию, что не могло не отразиться на его творчестве.
После окончания университета Юэ Миньцзюнь переезжает в Пекин, где начинает заниматься дизайном. В то время он даже создал коллекцию часов. Но живопись он не оставляет, а как раз наоборот – работает над собственным стилем. В 2000 году проходит его выставка в Лондоне, которая стала первой персональной зарубежной выставкой художника. А через 5 лет состоялся настоящий триумф Юэ Миньцзюня – его работы оценили сразу на нескольких престижных выставках в Швейцарии, Голландии, Германии и в США.
Современные арт-критики относят творчество Юэ к «циничному реализму», утверждая, что художник в открытую издевается над людьми, изображая их этакими жизнерадостными дегенератами. Но в своих интервью художник отрицает это, утверждая, что он просто рисует самого себя.
Юэ Миньцзюнь – без сомнения интересный художник, который сумел найти оригинальную манеру самовыражения, что в современном искусстве уже большая редкость. И если первое чувство при знакомстве с его работами – шок, постепенно к его манере начинаешь привыкать и даже понимать, что хотел сказать художник.
Его гротескные картины полные цинизма и юмора – автопортреты-клоны, в которых художник использует технику и приёмы, характерные для пропагандистских плакатов. На них - пугающе смеющиеся одинаковые краснокожие мужчины, которые оказываются в совершенно разных жизненных ситуациях и при этом не теряют позитивного настроя. Человеческие фигуры изображаются упрощённо, одеты одинаково, а цветовая палитра ограничена. На всех портретах обязательно ярко-розовая кожа, яркие красные губы и чёрный огромный рот, в котором можно насчитать все 32 зуба. Но почему они смеются даже под расстрелом и в тюрьме?
Эти автопортреты были описаны теоретиком Ли Сяньтингом как «самоироническая реакция на духовный вакуум и безумие современного Китая».
Карен Смит, специалист по современному китайскому искусству, утверждает, что улыбки «красных людей» на картинах Юэ – отчаянный оптимизм и крик беспомощности перед реалиями современной жизни.
Сам же Миньцзюнь, что «смех часто является революционным оружием в борьбе с культурным и человеческим безразличием», и считает такую форму высказывания возможностью подвергнуть сомнению все происходящее в Китае: «Я не отрицаю реальность, а подвергаю ее сомнению. Любой, кто испытал то, что пережили китайцы в новейшее время, поймет этот смех».
Иногда Юэ Миньцзюнь парадирует плакаты, а иногда – мировые шедевры. Так, пародийная версия картины Эжена Делакруа «Резня на Хиосе» стала самой дорогой картиной торгов Sotheby's в 2005 году – её продали за 4,1 млн долларов. А в 2007 году пародия на полотно Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия X» ушла с молотка за 4,4 млн долларов. Самой дорогой его картиной стало полотно «Исполнение», которое было продано в 2007 году в Лондоне за 5,9 млн долларов.
Справедливости ради стоит сказать, что китайские власти недовольны, когда Юэ Миньцзюнь вмешивается в политику, рисуя по мотивам политических событий, в частности инцидента на площади Тяньаньмэнь. Но имя Юэ слишком известно на Западе, и Китаю приходится с этим считаться.
В настоящее время Юэ Миньцзюнь живёт в элитном посёлке с другими художниками под Пекином. У него есть роскошная машина и роскошный коттедж. Он может выставлять свои картины в любой стране и без ограничений путешествовать по миру, чем успешно пользуется. А его картины можно увидеть в известнейших музеях современного искусства и галереях Нью-Йорка, Лондона, Парижа.