По словам Альмы, искусство относится ко всем эпохам, независимо от стран и городов. Она не раз упоминала о том, что творческий потенциал в человеке, подталкивающий на создание картин или статуй, является общим для всего цивилизованного мира, независимо от возрастных, расовых или национальных критериев. Именно поэтому её утверждение о вневременном творчестве до сих пор остаётся неоспоримым.
Красочные абстрактные картины на холсте и акварели художницы также говорят о её независимости. Несмотря на то, что её нетрадиционный и инновационный художественный стиль не поддаётся определённой классификации, её работы часто ассоциируются с Вашингтонской школой цвета. Сегодня Альма, которая большую часть своей жизни провела в столице Америки, известна как важный пионер абстрактного искусства в США, оставивший после себя огромное наследие.
Когда Альма начала всерьёз посвящать себя собственному искусству в 1960 году, её тридцатипятилетняя карьера преподавателя рисования подходила к концу. Работы, созданные в этот начальный период, и сегодня дают понять, что Альме в то время ещё только предстояло найти свой собственный стиль. На кухне своего дома, она создавала очень разные работы в эти ранние годы.
Одной из них была «Красная абстракция», которая завораживает своей красочностью, но ни в коем случае не лучезарностью. По сравнению с более поздними работами Томас. Стиль также гораздо менее ритмичен. Вторая работа из ранних творческих лет Альмы «Watusi», названная в честь песни Chubby Checker. Знатоки истории искусств сразу заметят, что в этой работе Томас играет со знаменитой работой Анри Матисса «Улитка». Альма взяла формы из рисунка Матисса и перенесла их на холст в другом расположении и цвете. Обе картины Альмы, сопоставленные рядом, раскрывают три важных элемента стиля афроамериканской художницы: её путь к абстракции, особую красочность и работу с геометрическими формами.
В последующие годы Альма получала всё большее признание за свои работы в художественных кругах и среди критиков. Вскоре её заметили в одном ряду с такими художниками, как Моррис Луис, Джин Дэвис и другими, которые с 1950-х годов принадлежали к движению под названием Вашингтонская школа цвета. Движение откликнулось на абстрактный экспрессионизм, создав абстрактные работы, в которых подчёркивались оптические качества цвета. Группа получила своё название после того, как её члены некоторое время были активны на выставке 1965 года под названием The Washington Color Painters. Как и другие члены группы, Томас также была заинтересована в том, чтобы иметь дело с силой и эффектом цвета.
Несмотря на то, что она была связана с движением, её работы демонстрируют уникальный стиль. Альма провела линии карандашом, прежде чем нанести цвет. Закончив, она решила не стирать карандашные линии, чтобы они оставались видимыми. Вдохновлённая природой, она разработала форму живописи, которая характеризуется свободным и красочным стилем и своим мозаичным внешним видом напоминает византийское искусство и искусство пуантилизма. Одним из примеров таких красочных абстрактных картин является работа «Воскресение».
Как только Альма получила степень в области изобразительного искусства, она тут же стала первой выпускницей нового художественного факультета Говардского университета. Альма Томас, родившаяся 22 сентября 1891 года, выросла старшей из четырёх дочерей в большом викторианском доме в Колумбусе, штат Джорджия. Её мать была швеёй и домохозяйкой, а отец работал в церкви. Говорят, что природа, окружавшая дом, произвела на неё впечатление ещё в раннем возрасте. Дом семьи был расположен на холме, и Альма с детства привыкла наблюдать за прекрасными и красочными качествами окружающей природы. В итоге, именно природа стала её самым популярным мотивом в творчестве.
Будучи подростком, она с семьёй переехала в столицу США из-за расового насилия и больших государственных школ Вашингтона. Несмотря на то, что в то время Вашингтон всё ещё был изолирован, он предлагал лучшие возможности, например, лучшее образование. В Вашингтоне Альма проходила обучение в Armstrong High School. Именно там она увлеклась искусством, которое в последующие годы колоссально изменило её жизнь.
В отличие от других афроамериканских художников 1960-х годов, она решила не создавать явно политическое искусство. Исключением является работа под названием «Марш на Вашингтон», в которой Альма рассказывала о своём участии в историческом событии. Однако художница всегда уделяла большое внимание цвету в своих работах. По её словам, благодаря цвету ей удалось сосредоточиться как на счастье, так и на красоте окружающего мира, обойдя стороной бесчеловечность по отношению ко всему живому.
Есть историческое событие, которое, по-видимому, оказало на неё такое большое влияние, что она посвятила ему целую серию картин. Серия называется «Space» или «Snoopy» – последнее название является намёком на название транспортного средства, которым пользовались астронавты после высадки на Луну.
Картины из серии — это работы, выполненные в стиле, типичном для Альмы. Это красочные работы, написанные в технике мозаики с мотивом геометрических форм. Одной из них является «Взрыв», впечатляющая, красочная работа, которая абстрактно воспроизводит силу запуска ракеты. Картина под названием «Приводнение Аполлона-12» рассказывает о его посадке в Тихом океане.
С ретроспективой в 1972 году Томас стала первой афроамериканской женщиной-художницей с персональной выставкой в Музее Уитни в Нью-Йорке. Этот факт о художнице ещё раз подчёркивает её особое место в истории искусства. В одном интервью Альма рассказала о том, как афроамериканцы не могли посещать музеи, когда она, будучи ребёнком, жила в Колумбусе. Годы спустя, в возрасте восьмидесяти одного года, она была удостоена персональной выставки в одном из самых известных музеев мира. Несмотря на то, что Альма никогда прямо не упоминала феминизм в своей работе, она также стала фигурой феминизма в 1970-х годах.
Экс-президент Барак Обама и его жена Мишель Обама, по-видимому, были большими поклонниками Альмы Томас. В 2015 году её работа «Воскресение» была выставлена в Старой семейной столовой Белого дома. Это было первое произведение искусства, созданное афроамериканкой, которое было выставлено как часть постоянной коллекции в общественных местах Белого дома. Три работы художницы попали в Белый дом во время президентства Обамы: например, её картина «Небесный свет» была повешена в личных покоях семьи.