Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 524Зрителей: 4626
Авторов: 18898
Загружено работ — 2 126 532
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем покорил мир самый влиятельный дизайнер Шотландии XX века: Легендарная роза и дизайн в стиле ар-нуво Чарльза Макинтоша
На рубеже двадцатого века Глазго, Шотландия, неожиданно стал эпицентром художественного возрождения, которое вскоре охватило европейский континент. Чарльз Ренни Макинтош и его группа художников под названием «Четвёрка» определили стиль школы Глазго в ответ на международное увлечение модерном. О том как Макинтош изобрёл то, что впоследствии стало всемирно известной эстетикой, принёсшей ему славу – далее в статье.
Краткая биография
Чарльза не без оснований помнят, как самого влиятельного дизайнера Шотландии двадцатого века. От захватывающих архитектурных проектов до изящных витражных панелей, Макинтош преуспевал во всех дизайнерских средствах, которые он пробовал, и выступал за то, чтобы ремесленникам предоставлялось больше творческой независимости.
Пожалуй, он больше известен благодаря дизайну розы Макинтоша — упрощенного и стилизованного цветочного мотива, который выглядит так же свежо и современно, как и столетие назад, а также за его значительный заказ на проектирование нового здания для художественной школы Глазго, которое отличается сложной деревянной отделкой и эклектичным сочетанием влияний и стилей, включая ар-нуво.
Его будущее как известного дизайнера началось, когда, будучи молодым учеником архитектора, он поступил на вечерние занятия в Школу искусств Глазго, чтобы улучшить свои навыки рисования. Там библиотека, полная современных журналов по дизайну, познакомила его с перспективными работами известных архитекторов и художников по всей Европе, а огромное количество доступных курсовых работ дало ему возможность попробовать свои силы во многих новых формах искусства.
Глазго
Когда Чарльз только начинал свою карьеру художника, Глазго находился в эпицентре экономического бума. В результате на рубеже веков появилось больше меценатов, готовых поручать начинающим дизайнерам, таким как Макинтош, выполнение дорогостоящих дизайнерских проектов. Тем временем Школа искусств Глазго становилась одной из ведущих художественных академий в Европе. Это также способствовало росту репутации города как центра новейших тенденций в декоративно-прикладном искусстве.
Вдохновлённый инновациями, Ренни получил несколько наград в качестве студента и, что ещё более важно, установил отношения с коллегами-художниками, включая группу «The Four», стиль и репутация которой распространилась далеко за пределы Шотландии.
«Четвёрка»
Чарльз был явным лидером школьного движения Глазго, но именно его сотрудничество с основной группой дизайнеров, известной как «Четвёрка», действительно определило движение и положило начало его успеху. Во время учёбы в Школе искусств Глазго в 1890-х годах он подружился с другими художниками, которые интересовались всем авангардным. Ренни сблизился с Гербертом Макнейром, коллегой-архитектором-подмастерьем, и сёстрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд, которые были студентками дневного отделения. Эти четыре художника сформировали творческий союз, преисполненный решимости объединить свои радикальные идеи и разнообразные таланты для создания перспективных и часто противоречивых дизайнов — от эпических архитектурных планов до изящных эмалированных ожерелий. Как коллективно, так и по отдельности, «Четвёрка» вдохновляла плодотворные карьеры друг друга и помогла заложить фундамент не только для школьного движения Глазго, но и для траектории развития дизайна двадцатого века по всей Европе.
Международное влияние Макинтоша
При жизни Чарльза его проекты, а также работы других членов «Четвёрки», выставлялись и прославлялись по всему миру. Наряду с другими интерпретациями международного ар-нуво, стиль школы Глазго доминировал в тенденциях в искусстве и декоре с конца девятнадцатого века до начала Первой мировой войны. Интересно, что школа Глазго была даже более успешной в Австрии, чем в Шотландии. Макинтош и его последователи оказали сильное влияние на развитие венского движения в стиле модерн, также известного как Венский сецессион.
Несмотря на то, что несколько богатых шотландских покровителей обеспечили ему финансовую стабильность и свободу для инноваций на протяжении большей части его карьеры, Ренни в конечном счёте был разочарован тем, что школа Глазго не была так популярна в его родной стране, как в других местах. Он смирился с этим фактом и переехал в Лондон, где провёл последние годы своей карьеры среди покровителей и сверстников, которые, по его мнению, более адекватно оценивали его как художника. Сегодня его легендарная роза и другие характерные элементы стиля школы Глазго по-прежнему отмечаются по всей Шотландии как один из важнейших вкладов страны в историю искусства и дизайна.
Культовая роза Макинтоша
Если вы когда-нибудь наткнётесь на шкаф рубежа веков, образец ткани или даже современный музейный сувенир с упрощённым рисунком розы - скорее всего, он был разработан Макинтошем. Его знаменитая на весь мир роза на сегодняшний день остаётся самым запоминающимся и наиболее распространённым из множества дизайнов Ренни.
Из всех его работ именно роза олицетворяет то, что сделало Макинтоша новаторским дизайнером. Его творение успешно сочетает в себе, казалось бы, разрозненную эстетику в одно гармоничное целое. Геометрические углы дополняют органические изгибы, а тяжёлые промышленные материалы сочетаются с нежными пастельными тонами и в результате мотив получается потрясающе простым и универсальным.
Одна из причин, по которой роза Макинтош находит отклик, заключается в том, что она может выделяться как произведение искусства и придавать характер более сложному общему дизайну. Второй пример — это иллюстрация, которую Макинтош разработал для украшения передней части деревянного шкафа. Объект - женщина, держащая розу. Но вместо того, чтобы создавать репрезентативную композицию, Ренни рассматривал предмет как возможность раздвинуть эстетические границы линии, формы и масштаба.
Подобного рода текстильный дизайн является одной из самых зрелых итераций розового мотива от Mackintosh. И если внимательно посмотреть на композицию, то можно заметить, что каждая роза неуловимо отличается от остальных. Это подчёркивает творческое взаимодействие между современной простотой геометрии и дикой, органичной природой настоящего розового куста.
Стул с высокой спинкой
Среди произведений Чарльза с обманчиво простым, но удивительно экспериментальным дизайном — стул с высокой спинкой, который он изначально создал для чайных комнат Willow. Ко всему прочему он изготавливал стулья с высокой спинкой для своего собственного дома, а также многие другие модели. Отчасти благодаря тому, что Макинтош неоднократно использовал их в своих проектах total, стулья с высокой спинкой стали особенно модными на рубеже веков. Они хорошо вписались в пространства в стиле ар-нуво, которые подчёркивают эстетические качества криволинейных линий и удлинённых форм. На изображённом стуле с высокой спинкой задние ножки прямоугольные у основания и сужаются кверху, приобретая круглую форму. Это экспериментальное использование формы является образцом стиля школы Глазго, который стал известным и противоречивым из-за несоответствия эстетическим идеям и отказа от условности симметрии.
Витражи
Как художественное средство витражное стекло особенно хорошо зарекомендовало себя в школьном движении Глазго. Ультрастилизированные мотивы, в том числе вышеупомянутая роза Макинтоша, могут трансформироваться при обработке в витражное изделие. Простые, чёткие линии, плоскости цвета и обширные участки негативного пространства внезапно приобрели более динамичное присутствие, когда были сформированы с помощью изогнутого металла и цветного стекла, особенно когда свет проходил через объект. Ренни и его коллеги-дизайнеры широко использовали витражи в своих архитектурных заказах, украшая двери и окна при каждой возможности. Макинтош также экспериментировал с интерьером, включив мотивы витражного стекла в мебель, ювелирные изделия из металла, а также другие мелкие декоративные предметы.
Узоры текстильного дизайна
Дизайн и производство текстиля уже были основой экономики Глазго, когда Чарльз начал разрабатывать текстильные выкройки. Его интерес к технике ручной работы и средневековой эстетике был отчасти вдохновлён британским движением искусств и ремёсел, которое проникло в Шотландию из Лондона. Макинтош и другие сторонники школы Глазго рассматривали текстиль как ещё одно средство, с помощью которого их архитектурные проекты могут быть украшены от пола до потолка. Они разработали узоры для обивки мебели, настенных покрытий, вышивок и ковров. Хотя немногие оригинальные текстильные изделия выдержали испытание временем, от дизайнов осталось много эскизов.
Верные стилю школы Глазго, текстильные дизайны Mackintosh отличаются повторяющимися формами, которые чрезвычайно стилизованы и обычно удлинены. Роза Макинтоша и другие цветочные мотивы часто встречаются, но он также тяготел к более абстрактным дизайнам.
Во многих примерах геометрические мотивы, такие как шахматная доска, сочетаются с органическими, такими как упрощённые цветы, для достижения волнистого, многослойного эффекта, несмотря на плоскостность среды. Текстильные дизайны Макинтоша были коммерчески успешны, особенно когда международный модерн был на пике популярности. Он всегда мог полагаться на дизайн текстиля как на источник дохода, даже в более поздние годы, когда стиль школы Глазго стал менее востребованным.
Акварели
С наступлением двадцатого века Чарльз был разочарован, обнаружив, что стиль школы Глазго выходит из моды в Шотландии и заменяется новыми течениями современного искусства. Не желая идти на компромисс со своей эстетикой, Макинтош отказался от большей части своих дизайнерских работ в пользу акварельной живописи и покинул Шотландию в надежде почувствовать себя более ценным в континентальной Европе. Он добился некоторого успеха в качестве внештатного дизайнера текстиля, но после его смерти его работа канула в безвестность. Но вновь возобновившийся интерес к творчеству Чарльза, к счастью, способствовал возрождению, а в некоторых случаях и обширной реставрации его работ в Глазго и музеях по всему миру.