Зарегистрировано — 123 793Зрителей: 66 851
Авторов: 56 942
On-line — 26 015Зрителей: 5162
Авторов: 20853
Загружено работ — 2 130 620
«Неизвестный Гений»
Новости
Русский усадебный стиль: как высшие слои общества обустраивали свои родовые гнезда
К сожалению, на территории России редко встретишь исконно русскую усадьбу, в которой из поколения в поколение живет одна семья. Октябрьская революция порушила уклад жизни состоятельных представителей общества, выработанный веками, на заре становления социалистического общества, сохранив лишь малую толику усадебных комплексов в качестве музеев или превратила их в санатории/Дома культуры и т. д. Несмотря на то, что аутентичная атмосфера была разрушена навсегда понять, как обустраивали дворяне свои родовые гнезда можно даже спустя более 200 лет.
1. Когда дворяне начали строить усадьбы
Казалось бы, богатое сословие всегда имело возможность выделиться на фоне общих построек, ведь средства позволяли, да и статус обязывал. Но в России такие привилегии были лишь у правящих князей, да еще у приближенных, селившиеся прямо на территории княжьего двора. Остальные же, как правило, состоящие на службе у князя, а далее у царя редко бывали дома, поэтому жилища строились вполне обычные, так же как и крестьянские в низине, чтобы не обдувались ветрами. В глубинке, обновлением фасадов и ремонтами мало кто себя озадачивал вплоть до прихода Петра I, который не только отправился в Европу и увидел, как живут состоятельные семьи, но и затеял строительство новой столицы.
А вот столичная знать взяла на вооружение увлечение царя Алексея Михайловича (второй русский монарх из рода Романовых и отец сразу трех царей, включая Петра Великого). Примером служила царская летняя резиденция в Измайлове, по образу и подобию которой богатые кланы начали перестраивать свои загородные поместья. Благодаря их рвению появились вычурные по тем временам усадьбы, которые уже использовали для приемов гостей и полноценного летнего отдыха. В тот же период возводились и семейные каменные храмы, которые могли похвастаться богатым декором (до этого время это был «божий дом», во славу Всевышнего, а не владельца поместья).
Новая мода положила начало развития светской культуры высшего сословия, подчиняющаяся строгим правилам придворного этикета царского двора, постепенно превращаясь в заметные резиденции, где проводились торжественные церемонии, роскошные приемы, веселые празднества, литературные вечера и театральные действия.
2. Появление «образцовых» проектов и «увеселительных» мест при Петре I
Идейные и эстетические требования всеобщего порядка и развития государства при Петре I выражались не только в строительстве роскошных дворцов и величественных храмовых/светских объектов в новой столице на берегах Невы. В начале XVIII века царь уделял особое внимание «образцовым» проектам «загородных дворов», разработанных итальянским зодчим и инженером Доменико Трезини, ставшим первым архитектором Санкт-Петербурга. По мнению государя Всея Руси, должны совершенно новые усадьбы должны были стать «увеселительным» местом для «именитых и зажиточных столичных жителей», строившейся в то время с нуля столицы.
Загородные резиденции хоть и отличались от помещичьих усадеб Подмосковья, но точно также их обустройство строго подчинялось придворному регламенту и типовому образцу домика «сельской наружности», правда больше похожий на дворцовые летние резиденции. При этом сам владелец в тот период никак не мог вносить изменения, не имея возможности придавать индивидуальности своему жилищу.
3. Устройство родовых усадеб
Авторы Novate.ru хотели сразу оговориться, что в Подмосковье и вокруг Санкт-Петербурга загородные поместья с усадьбами хоть и имели одинаковую структуру, но все же разнились в зависимости от благосостояния благородного семейства. При этом из «увеселительных» мест для знати они постепенно превратись в основное место жительство, где родилось не одно аристократическое поколение. До тех пор, пока не отменили обязательное служение, исключение составляла мужская часть семейного клана чаще всего отсутствовавшая дома, ведь предстояло оправляться на службу государеву или на учебу.
По всей территории России начали появляться удивительные особняки, в очертаниях которых гармонично (и не очень) переплетались национальные традиции и новомодные элементы присущие быстроразвивающейся культуре русского усадебного строительства.
Стоит отметить, что в какой бы благородной семье не началось строительство, в усадебном комплексе все было продумано до мелочей. С тех самых пор дом помещика и семейную церквушку непременно строили на возвышенности, чтобы их видно было издалека. При этом окрашивали фасадные стены в разные цвета, и не в любой понравившийся, все дело в том, что были еще живы народные традиции, в которых каждый завиток декора, форма окон или колонн, структура крыши и т. д. несли на себе смысловую нагрузку.
Поскольку организация обособленного подворья богатого землевладельца/промышленника напоминал начальную структурную единицу, ячейку, повторяющую государственный уклад (на своей территории дворяне являлись главными правителями), планировке уделяли особое внимание. Плюс ко всему разбивка парка или экзотического сада вокруг здания стало не только модным увлечением, их обилие символизировали здоровье и радость, что также являлось плюсом для тех, кто придерживался канонов строительства. Парковая территория вместе с беседками, павильонами, рукотворными озерами, фонтанами, аллеями, скульптурами, экзотическими оранжереями и т. д. являлись органичной частью всего усадебного пространства, где дом играл главенствующую роль, а окружение было естественным тематическим продолжением интерьеров, подчеркивающих их оригинальность.
Вне зависимости от размеров и богатства декоративных украшений резиденции делились на парадную, жилую, административную и хозяйственные части, которые и оформлялись соответственно. Парадная часть находилась на первом этаже и занимала центральную часть. В нее входили: гостиная, столовая, большой зал, галерея или портретная, библиотека, игровая комната, «женский кабинет», иногда театр.
Жилая часть владельцев располагалась на втором этаже с открывающимися видами на парк, реку, озеру или лес, в зависимости на какой территории находится загородное поместье. К административной части относился мужской кабинет, кабинет управляющего, а если это была усадьба богатых аристократов, то она занимала целое крыло, где располагался бюрократический аппарат с немаленьким штатом дворовых людей во главе с приказчиком, управляющим, канцелярией и т.д.
К хозяйственной части относились и жилища прислуги, находящихся во флигелях, ну а сами конюшни, скотные дворы, складские помещения, амбары, различные ремесленные мастерские, вплоть до небольших заводиков и мельниц были разбросаны по обширной территории поместья.
Примечательно: Несмотря на то, что интерьеры оформлялись в связи с пожеланиями, фантазией и возможностями владельца, они подчинялись четкой иерархии. Строгая разграниченность пространства подразумевала обустройство любой структурной единицы в соответствии с ее функциями типологическим и смысловым наполнением, что помогало сохранить в усадебном пространстве нужный прядок и привычный уклад жизни.
Если говорить о дизайне интерьеров, то он подчинялся модным веяниям того или иного периода, вкусу владельца, его возможностям не только все оплачивать, но и посещать царские палаты, усадебные комплексы других аристократов или выезжать за границу. Взять, к примеру, период 1730-1760-х гг. XVIII в., когда российская художественная культура «заболела» новым идейно-эстетическим направлением – стилем барокко, критерием красоты которого стали богатство, пышность и блеск.
Показная роскошь — так характеризовался образ жизни монаршего двора и аристократии, с присущей «пышностью при дворе, великолепием в архитектурном облике строений, запредельной роскоши в интерьерах, щегольством в оформлении экипажей и проектировании одежды» был присущ частным резиденциям дворянства, на какой бы ступени они не находились. При строительстве новых особняков значительно увеличивалось число комнат, которые непременно обставлялись английской мебелью из пород красного дерева, а стены обязательно оклеивались дорогими обоями, иногда ярким бархатом или китайскими панелями, также устанавливались огромные зеркала, с богато украшенными рамами, не забывали о больших окнах.
Появились новые элементы интерьеров, позаимствованные из дворцовых палат: оштукатуренные и украшенные лепниной или фресками потолки, карнизы, скульптурные/витые парадные лестницы, камины, отделанные мрамором или яркими изразцами, в стилистике которых могли быть намешаны разные, порой даже самые неожиданные стили.
В дальнейшем сами здания, парковые зоны и интерьеры особняков высших слоев общества оформлялись в соответствии с новыми веяниями моды и пристрастиями в развлечениях, ведь с тех пор популярность ярких балов, званых вечеринок и фейерверков, ставших привычным занятием для богатой аристократии, только возрастала. Дворянство средней руки или представители русской интеллигенции довольствовались уютом усадебных комплексов, в которых умело использовались все достоинства естественного ландшафта, рельефа местности, природных зеленых массивов и водоемов, им оставалось лишь придать нужные формы. Их дома были спроектированы в неорусском архитектурном стиле, что придавало особого очарования отдыху на лоне природы.
Источник: https://novate.ru/blogs/050423/66004/