16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 433Зрителей: 66 518
Авторов: 56 915

On-line22 232Зрителей: 4401
Авторов: 17831

Загружено работ – 2 123 207
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Мавританский стиль: загадочные архитектурные шедевры на русской земле




Мавританский стиль, зародившийся в первом тысячелетии нашей эры в царствах Северной Африки и Пиренейского полуострова, распространившийся в Испании и Португалии, которые в тот период истории были под властью мавров (арабов), значительно позже появился и в России. Загадочный и очень редкостный стиль для русских широт, несмотря на непонимание большинства сограждан, занял особенную ступень в архитектурном облике удивительной красоты особняков, равных которым здесь просто не существует.



История появления мавританского стиля



Благодаря слиянию нескольких стилей и культурных традиций разных народов, населявших Пиренейский полуостров, появился колоритный мавританский стиль.

 

Благодаря слиянию нескольких стилей и культурных традиций разных народов, населявших Пиренейский полуостров, появился колоритный мавританский стиль.



Когда на протяжении столетий переплетаются две и более культуры, не может не появиться особое направление в архитектуре и искусстве, ведь от взаимного дополнения рождаются совершенно уникальные творения. Именно так и произошло с мавританским стилем, в истории которого было два мощных всплеска, породивших завораживающие своей самобытностью архитектурные изыски.

Башня Хиральда – уникальнейший мавританский памятник архитектуры, построенный в XII веке и сохранившийся до наших дней (Севилья, Испания).

 

Башня Хиральда – уникальнейший мавританский памятник архитектуры, построенный в XII веке и сохранившийся до наших дней (Севилья, Испания).

 

Этот стиль не был привнесен в Европейские страны в чистом виде, он сформировался на ее просторах под воздействием культурного начала древнейшей берберской цивилизации и традиций множества народов, населявших в VII веке Пиренейский полуостров, который до того времени много веков был подконтрольным царству Испании. С приходом арабов (мавров) на эти земли, сложившаяся общая на всех культура, начала впитывать нотки архитектуры захватчиков, а те в свою очередь переняли уникальнейшую стилистику и оригинальные элементы, привнесенные из традиций разных народов, сосуществующих долгое время на одной территории. Арабское государство на новом витке истории стало активно развиваться, и архитектура в тот период времени не стояла на месте, что послужило толчком зарождения мавританского стиля – самого загадочного и самобытного из всех известных направлений, сформировавшихся в период развития человеческого общества.

Отличительные черты мавританского стиля:

Дворец Альгамбра – первый архитектурный объект Испании, построенный в потрясающем воображение западного человека мавританском стиле.

 

Дворец Альгамбра – первый архитектурный объект Испании, построенный в потрясающем воображение западного человека мавританском стиле.



• в архитектуре европейских странах стали появляться строения со сложными многоуровневыми арками, особенной формы куполами, дверными проемами, присущие восточным культурам;
• согласно мавританскому стилю, поменялась и конструкция дворцовых комплексов и замков, теперь их планировка отчетливо напоминала лабиринт;
• строгость испанской планировки наложила свой отпечаток, все строения приобрели четкие геометрические формы и пропорции, явно заметные по идеальному балансу высоты пространства и перспективы;
• вышеперечисленные моменты привнесли впечатляющую эстетику в образ архитектурных сооружений и масштабных комплексов, поддерживающуюся зрительными иллюзиями;
• при этом сохранились щедрые декоративные элементы арабских стран в виде детализированной резьбы по камню, ярких мотивов, цветочных орнаментов и обилию красок, заполняющих пустые пространства фасада зданий.

Королевский дворец Альсакар в Севильи, возведенный в XII-XIII веках – впечатляющий образец мавританского стиля в чистом виде (Испания).

 

Королевский дворец Альсакар в Севильи, возведенный в XII-XIII веках – впечатляющий образец мавританского стиля в чистом виде (Испания).



Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что в тот период в Европу пришла мода на создание садово-парковых зон вокруг крупных архитектурных ансамблей с обязательным наличием рукотворных водоемов, которые во все времена спасали арабов от неимоверной жары.

Знаменитый дворец Пена, появившийся на вершине живописного холма в 1830-1840-х гг. (Синтра, Португалия).

 

Знаменитый дворец Пена, появившийся на вершине живописного холма в 1830-1840-х гг. (Синтра, Португалия).



Пик развития мавританской архитектуры припал на ранний период Средних веков. Затем изгнание арабов из испанской земли, принесло новые веяния моды, оставив позади строительство сказочной красоты замков, величественных культовых сооружений и оригинальных общественных зданий. Хотя о нем не забыли, на волне модных увлечений переосмысления средневековой архитектуры в XIX веке, мавританский стиль вернулся в европейские (и не только) страны, только уже с приставкой нео-, который, по сути, и появился на просторах Российской империи во второй половине XIX и начале XX веков.

1. Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке (Москва)



Особняк Арсения Морозова многие десятилетия считался «образцом безвкусия», привлекая зевак со всей Москвы. | Фото: galik-123.livejournal.com.

 

Особняк Арсения Морозова многие десятилетия считался «образцом безвкусия», привлекая зевак со всей Москвы. | Фото: galik-123.livejournal.com.



Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке – одно из самых экзотических зданий Москвы, построенное в мавританском стиле. | Фото: mosarchinform.ru.

 

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке – одно из самых экзотических зданий Москвы, построенное в мавританском стиле. | Фото: mosarchinform.ru.



Это сейчас особняк Арсения Морозова на Воздвиженке вызывает восхищение и получил статус памятника культурного наследия федерального значения, а когда он только появился в Москве, произвел ошеломляющий эффект, причем в худшем значении этого слова. На рубеже XIX-XX веков диковинное строение, вызвавшее крик отчаяния у матери его владельца, известной предпринимательницы, почетной горожанки и мецената Варвары Морозовой (все помнят легендарную фразу: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»), великие российские «эстеты» считали образцом безвкусия. Мало того, что на витые колонны, причудливые ракушки, экстравагантные завитки и обилие декора, приезжали посмотреть со всей округи и Москвы, так еще и сам особняк назвали «Домом Дурака» только из-за того, что настоль экзотические элементы видели впервые.

Теперь самый эксцентричный особняк Москвы является Домом приемов правительства РФ. | Фото: journeymag.ru.

 

Теперь самый эксцентричный особняк Москвы является Домом приемов правительства РФ. | Фото: journeymag.ru.



Да это и понятно, ведь мало кому в те времена могли вести разгульный образ жизни, свободно путешествовать по Европе, посещая не только увеселительные мероприятия, но и впитывать все лучшее из других культур, и традиций. Такая возможность была у единиц, и Арсений Морозов оказался в их числе, правда, так и остался непонятым, а его эффектный особняк – непринятым обществом.

В особняке Арсения Морозова впечатляет все – от парадного входа с витыми колоннами и башнями, украшенными ракушками до оригинального интерьера.

 

В особняке Арсения Морозова впечатляет все – от парадного входа с витыми колоннами и башнями, украшенными ракушками до оригинального интерьера.



Примечательно: Неординарный во всех отношениях счастливый обладатель участка на Воздвиженке (подаренный матерью) решил реализовать свою мечту и построить сказочный дворец на московской улице, в облике которого внедрили бы «все и сразу». Для этого был приглашен архитектор Виктор Мазырин, с которым Арсений познакомился на Всемирной выставке в Антверпене (Бельгия). Вдохновляясь нереальной красотой дворца Пена в португальской Синтре, был создан проект, вызывающий неоднозначную реакцию у зрителей и даже искусствоведов (на разных этапах истории). Но главная цель была достигнута – удалось реализовать свою мечту и удивить столицу настолько, что об этом архитектурном шедевре говорят до сих пор.



2. Ванны Островского в Железноводске



Ванны Островского – визитная карточка курортного города Железноводска. | Фото: auction.ru.

 

Ванны Островского – визитная карточка курортного города Железноводска. | Фото: auction.ru.



В небольшом курортном городке Железноводск можно встретить сразу две достопримечательности, в очертаниях которых угадывается мавританский стиль с ярко выраженными восточными мотивами. Первыми появились здесь Ванны, построенные по приказу министра государственного имущества России Михаила Островского (родной брат Александра Островского), который много сделал для развития курортов в Кавказском регионе. Мало того, что они в техническом оснащении ни в чем не уступали известным европейским курортам (технический проект разрабатывал горный инженер А. В. Конради), так их внешний вид обязательно привлекал к себе внимание.

В Железноводске мавританский стиль восприняли положительно, особенно если учесть предназначение самого комплекса. | Фото: lenatour-rostov.ru.

 

В Железноводске мавританский стиль восприняли положительно, особенно если учесть предназначение самого комплекса. | Фото: lenatour-rostov.ru.



К счастью, «крутых московских эстетов» здесь было не так уж много, да и к восточным мотивам народ более привычный, поэтому мавританский стиль восприняли очень даже положительно. Курортный комплекс «Островские ванны» с его экзотическими формами вполне органично вписался в роскошную природу и эстетику города, привнося оригинальные нотки, навеянные манящей атмосферой сказок из «Тысячи и одной ночи», которые воплотил в жизнь петербургский архитектор Павел Юрьевич Сюзор.

Восточные мотивы вполне уместно интегрированы в Курортный парк Железногорска, плавно переходящий в лесной массив.

 

Восточные мотивы вполне уместно интегрированы в Курортный парк Железногорска, плавно переходящий в лесной массив.



Для прибывших на лечение гостей из разных уголков страны мавританский стиль комплекса, ставший визитной карточной города, был больше плюсом, чем минусом. Высокие оконные проемы; эффектная аркада главного входа; шесть серебристых куполов с витиеватыми орнаментами и шпилями, которые венчают полумесяцы; изобилие цветочных орнаментов и в виде арабской вязи; минареты, выполняющие роль вытяжных труб; просто сказочный внутренний дворик с экзотическими растениями, птицами и фонтаном – все это вызывало искренний восторг у посетителей, каких бы взглядов на архитектуру они не придерживались.



3. Дворец эмира Бухарского в Железноводске



Причудливые формы Дворца эмира Бухарского, построенного в мавританском стиле, придают особый колорит Железноводску. | Фото: dostoprimechatelnosti-rus.ru.

 

Причудливые формы Дворца эмира Бухарского, построенного в мавританском стиле, придают особый колорит Железноводску. | Фото: dostoprimechatelnosti-rus.ru.



Еще одним удивительным сооружением в этом курортном городке стал Дворец эмира Бухарского, строительство которого завершилось в 1912 году. Он должен был стать летней резиденцией бухарского эмира Сеид-Ахад-Богодур-Хана – девятого правителя из узбекской династии Мангытов (правил с 1885 по 1910 гг.), получившего звание генерала от кавалерии Русской армии, титул «высочество» от императора Николая II, почетного члена Крымско-Кавказского горного клуба. Именно по его приказу началось строительство «дачи» на полпути в Ялту, где он любил отдыхать.

Архитектурный проект летней резиденции эмира Бухарского в мавританском стиле был выполнен архитектором В. Н. Семеновым (Железногорск).

 

Архитектурный проект летней резиденции эмира Бухарского в мавританском стиле был выполнен архитектором В. Н. Семеновым (Железногорск).



Учитывая происхождение эмира, неудивительно, что стиль был выбран именно мавританский, ведь в нем филигранно переплелись восточные мотивы, яркие мусульманские элементы и национальные традиции. К сожалению, сам эмир не дожил до завершения строительства и не смог по достоинству оценить красоту эклектичной резиденции, которая чем-то напоминает мечеть с квадратной башней, увенчанной куполом, собственным минаретом, украшенным резным орнаментом в лучших традициях узбекской культуры с вкраплениями арабской вязи, а вот арками, многоступенчатыми фризами, арабесками и т.д. больше присущими светской архитектуре.



4. Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте в Санкт-Петербурге



Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге стала первым архитектурным памятником еврейской культуры такого масштаба на территории России. | Фото: giper.livejournal.com.

 

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге стала первым архитектурным памятником еврейской культуры такого масштаба на территории России. | Фото: giper.livejournal.com.



Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте Санкт-Петербурга – яркий образец мавританского стиля. | Фото6 peterburg.guide.

 

Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте Санкт-Петербурга – яркий образец мавританского стиля. | Фото6 peterburg.guide.



Северная столица также может похвастаться впечатляющим зданием, возведенном в экзотическом для России мавританском стиле. Речь идет о Большой хоральной синагоге на Лермонтовском проспекте, появившейся в эпоху лояльного отношения к евреям царствующего двора. Несмотря на то, что проект несколько раз упрощали, удивительное творение архитекторов Л. И. Бахмана и И. И. Шапошникова пришло на смену разрозненным молельным комнатам, разбросанным по всему Санкт-Петербургу.

Величественные формы синагоги привлекают не только верующих, здание стало памятником архитектуры и впечатляющей достопримечательностью Северной столицы.

 

Величественные формы синагоги привлекают не только верующих, здание стало памятником архитектуры и впечатляющей достопримечательностью Северной столицы.



Поскольку особых канонических требований к строительству святыни еврейская община не выдвигала, мавританские нотки как нельзя кстати подходили к созданию величественного здания с минимальным бюджетом. Массивный сферический купол, декоративные башенки, высокие оконные проемы, колонны у входной группы, насыщенный терракотовый цвет, фактурный орнамент из основного строительного материала белого цвета – всего этого оказалось достаточно, чтобы сделать запоминающееся здание, которое многие десятилетия служило местом коленопреклонения еврейскому народу и яркой достопримечательностью города на Неве, куда может попасть любой желающий.



5. Самарская хоральная синагога на Садовой улице



Хоральная синагога – одна из главных достопримечательностей Самары. | Фото: smorodina.com.

 

Хоральная синагога – одна из главных достопримечательностей Самары. | Фото: smorodina.com.



Авторы Novate.ru хотели обратить внимание на то, что неомавританский стиль по праву считают стилем синагог, ведь экзотические черты зданий еврейских святынь, появившихся в европейских странах и в России на рубеже XIX - XX веков, говорит о том, что именно он был взят за основу их храмового строительства. Хотя использование мавританского стиля при строительстве еврейских культовых зданий было довольно популярным на Пиренеях еще в эпоху Средневековья.

Неомавританский стиль зачастую называют стилем синагог (Самарская хоральная синагога).

 

Неомавританский стиль зачастую называют стилем синагог (Самарская хоральная синагога).



Не стала исключением и Самарская хоральная синагога, построенная в центре города по проекту местного архитектора Зельмана Клейнермана. В экстерьере здания вполне угадываются все основные черты этого направления, начиная с массивного четырехгранного купола и чередования терракотово-красных и белых полос кирпичной кладки, и заканчивая арочными окнами, башенками, увенчанными куполами, восточными орнаментами и шестиконечными звездами Давида.



6. Краеведческий музей в Иркутске



Богатейшая сокровищница Восточной Сибири спрятана за стенами эффектного музея, построенного в неомавританском стиле (Иркутск). | Фото: ru.wikipedia.org.

 

Богатейшая сокровищница Восточной Сибири спрятана за стенами эффектного музея, построенного в неомавританском стиле (Иркутск). | Фото: ru.wikipedia.org.



Иркутский областной краеведческий музей – один из самых узнаваемых архитектурных объектов города. | Фото: baikal.mk.ru.

 

Иркутский областной краеведческий музей – один из самых узнаваемых архитектурных объектов города. | Фото: baikal.mk.ru.



В Сибири также можно увидеть примечательный образец мавританского стиля в архитектуре. Столь необычные формы приобрел Иркутский областной краеведческий музей, строительство которого началось спустя 4 года после опустошительного пожара (1879 г.), уничтожившего практически весь центр города. Не совсем диковинный для этих мест проект разработал иркутский архитектор Генрих Владимирович Розена, на реализацию которого потратили 8 лет (1883-1891 гг.). В тот период здание предназначалось для Восточно-Сибирского отделения Русского императорского географического общества и средства на его строительство собирались всей страной.

Неомавританский стиль легко угадывается в восточных архитектурных элементах и выборе цветовой гаммы (Иркутский областной краеведческий музей).

 

Неомавританский стиль легко угадывается в восточных архитектурных элементах и выборе цветовой гаммы (Иркутский областной краеведческий музей).



Масштабное каменное здание, вдохновленное неприступными стенами исторических крепостей Востока, башнями, куполами, арочными элементами, решетками, беседками, тонким лепным деком, резными узорами и неизменно терракотово-белой цветовой гаммой, должно было подчеркнуть связь с восточными регионами. Хотя оформление экстерьера не лишено привязанности к местным традициям, которые угадываются в массовом изображении очертаний животных, присущих скифо-сибирскому звериному стилю.



7. Мавританский стиль в дачной архитектуре



Дача артиста Шевелёва – яркий представитель мавританского стиля в дачной архитектуре начала ХХ века (Сочи). | Фото: img-fotki.yandex.ru.

 

Дача артиста Шевелёва – яркий представитель мавританского стиля в дачной архитектуре начала ХХ века (Сочи). | Фото: img-fotki.yandex.ru.



Не только дворцы, музеи и культовые объекты обретали удивительные во всех отношениях архитектурные формы. В начале XX века неомавританский стиль стал неожиданно популярен в дачном строительстве, которое в те времена могли себе позволить лишь состоятельные люди (не имеют ничего общего с советскими дачными поселками). Это связано с приевшейся строгостью неоготики и неоклассицизма, заполонившими русские города и пригород в тот период времени. Мавританская экзотика, связанная с поиском оригинального архитектурного направления, наилучшим образом подходила для загородных особняков.

Так выглядит дача артиста Шевелёва на данный момент (Сочи).

 

Так выглядит дача артиста Шевелёва на данный момент (Сочи).



В Сочи, например, даже сейчас можно увидеть два оригинальных сооружения, построенных в неомавританском стиле – это дача профессора Трапезникова на Виноградной горе (1902 г.) и дача артиста Шевелёва в устье реки Бзугу (1903 г.). Оба объекта за время своего существования и смены владельцев претерпели некоторые изменения, но все же резиденция Шевелёва сохранила большую часть великолепного убранства главного зала и узнаваемые элементы экстерьера. Многие годы она была пристанищем для артистов разных рангов, включая известные личности, которые могли запросто провести отпуск в Сочи, не тратясь на съемные квартиры. Такие привилегии были доступны лишь до Октябрьской революции, затем мавританскую дачу национализировали, и она вошла в состав открывшегося в 1922 г. санатория имени Фрунзе.

Источник: https://novate.ru/blogs/030423/65968/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Конкурс: В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft