Зарегистрировано — 123 431Зрителей: 66 516
Авторов: 56 915
On-line — 22 298Зрителей: 4408
Авторов: 17890
Загружено работ — 2 123 205
«Неизвестный Гений»
Новости
Блеск и красота: как развивался стиль рококо в разных странах Европы
На смену холодной парадности и монументальной напыщенности, очень популярной во времена Людовика XIV и итальянского барокко, пришел прекрасный и возвышенный стиль, поражающий игривостью и легкостью, которой он нарушал фундаментальные каноны архитектуры. Речь идет о стиле рококо, который игнорировал все правила, не придерживаясь ни строгости, ни органичности, ни целесообразности, уделяя особое внимание орнаментальным деталям, то и дело, старающихся скрыть прямые линии, а плоские поверхности сделать более объемными и фактурными.
1. Появление рококо и его характерные черты
Начнем с того, что же это за стиль рококо и откуда такое название. Рококо, стал логичным продолжением развития стиля барокко, после того как уже пресытились напыщенной помпезностью и четким следованиям канонам, правда, в своем их понимании. Рококо, что в переводе с французского «декоративная ракушка» зарождался в начале XVIII века во Франции. В нем никуда не делось обилие декоративных элементов, предельное внимание к деталям и вычурным формам (как в барокко), но все это стало более утонченным и изящным, игривым и легким без намека на помпезную монументальность и строгое следование симметрии.
Последователи рококо увлекались необычными формами и даже, казалось бы, нелогичным сочетанием произвольных конфигураций даже у классических элементов, таких как колонны, например. При этом форма зданий уже больше напоминала особняки, а не вычурные дворцы гигантских размеров, а архитектурные элементы – скульптурные детали и арт-композии.
Основные черты стиля рококо:
• появление нового элемента рокайля, представляющего собой сложный орнамент, в котором совмещены стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям, элементы растений и рисунок натурального камня;
• частое использование еще одной детали – картуш, в его основу входит щит иногда полуразвернутый свиток с гербом, который могут заменять вензеля или витиеватые линии по краям;
• подчеркнутая асимметричность;
• предпочтение пастельных тонов, включая золотые и белые тона, имитирующие рисунок мрамора или любого другого камня;
• отсутствие религиозных мотивов;
• обилие окон и зеркал, что помогало создавать динамичность интерьера, переменчивость и его «перетекание» без контраста.
2. Стиль рококо в архитектуре Франции
Учитывая, что в названии стиля используется французское слово, логично предположить, что новый стиль зародился именно там. Помпезная дворцовая роскошь и напыщенность, которая была мегапопулярной во времена правления Людовика XIV, можно сказать мутировала, переходя из королевских резиденций в светские салоны и особняки знати. Это повлекло за собой заметные изменения, направленные в русло светского дизайна и отход от религиозных мотивов при оформлении интерьеров. Хотя и новые веяния исходили из монаршего двора, обитатели которого загорелись организацией светских вечеринок в специальных дворцах. В них уже не было огромных напыщенных залов, их сменили уютные комнаты и очаровательные салоны, более располагающие к непринужденному общению и развлечениям.
• В Версале, например, черты рококо можно увидеть в одной из королевских спален и Зеркальном зале, но дальше реконструкция не пошла из-за финансовых трудностей и опустошения казны вследствие военных действий, заставивших королевскую семью переплавить даже семейное серебро.
• Самым ярким примером стиля рококо в оформлении интерьеров стал Отель де Субиз (Hôtel de Soubise), который был построен вместо укрепленного средневекового замка с легкой руки принца и принцессы де Субиз. В те времена стали популярными салоны, которые открывали светские львицы, отчего стиль рококо стали называть женским, ведь эти здания массового сбора элиты страны оформлялись с использованием эстетически привлекательных приемов, присущих этому направлению. Оформление «Салона принцессы», так еще называют Hôtel de Soubise, тяготело к показательной театральности, которая в большей степени и определяет рококо.
• Не менее впечатляет структура и обустройство Отеля Amelot de Gournay, где можно увидеть во всей красе рококо в формах самого здания и обустройства внутреннего двора, напоминающего овал. Такие вольности были абсолютно недопустимы в барокко, например, зато получило популярность позже, в стиле рококо.
3. Особенности развития стиля рококо в архитектуре Италии
Практически параллельно стиль рококо развивался и в Италии. Его основоположником здесь принято считать Франческо Борромини, который увлекался изогнутой пластикой и скульптурными формами, четко просматриваемые в знаменитой Испанской лестнице, построенной в 1721—1725 гг. (она же Scalinata-di-Trinità-dei-Monti) по проекту его ученика Франческо Де Санктиса. Итальянцы привнесли особое очарование в этот стиль, они первыми сделали акцент на взаимосвязь тени и света, также начали использовать сложные композиционные формы.
• Загородные виллы правящей династии Савойского дома в Пьемонте, например, оказались настолько примечательные, что в 1997 года их внесли во Всемирный Список наследия ЮНЕСКО. Лучшим же примером итальянского рококо является Большой зал дворца Ступиниджи, точнее сказать, охотничьего домика просто гигантских размеров, построенного специально для приемов монархов и его свиты во время выезда элитной компании на охоту. Его автором является Филиппо Юварре, он щедро украсил роскошный дворец антаблемами (перекрытия) и кофферы (утопленные дверные филенки), которые помогли создать оптическую иллюзию перетекания.
• Еще одним образцом рококо в Италии является Большая галерея королевского дворца Венариа Реале (Venaria Reale), которую чаще называют Версалем Италии. Популярный архитектор Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) особое внимание уделил созданию обилия окон разной конфигурации, хотя без пышной отделки, лепнины, использования белого и розового мрамора, огромных зеркал также не обошлось.
• Дворец Пианетти является шедевром итальянского рококо. Он отличается обилием лепных рельефов, изображающих лики поэтов, музыкантов и ученых, а также изысканными картинами и хорошо сбалансированными изобразительными скульптурами.
4. Галерея зданий в стиле рококо, построенных в других европейских станах
• Амалиенбург – охотничий домик при летней резиденции Нимфенбург был спроектирован Франсуа де Кувильес в стиле рококо, в качестве подарка Марии Амалии Австрийской – супруги курфюрста Карла Альбрехта, который стал императором Священной Римской империи Карлом VII. Появление нового стиля позволило Амалиенбургу стать грациозным и модным объектом, который был признан одним из самых впечатляющих шедевров Мюнхена. А если учесть, что охотничий домик находится в самом прекрасном и масштабном ландшафтном парке Германии, становится понятной его популярность среди знати в былые времена, а теперь среди туристов.
• Дворец Браницких в столице Польши на улице Миодова – один из самых впечатляющих архитектурных шедевров, построенных в стиле рококо на просторах Восточной Европы. Роскошный особняк стал достойным украшением исторического района Варшавы на последующие века. Поскольку Стефан Миколай Браницкий никогда не скупился на строительство своих особняков, они являются самыми роскошными дворцами Польши и восточноевропейских стран (особенно «Польский Версаль» с прекраснейшей садово-парковой зоной). Сейчас он превращен в 5-звездочный отель и находится на стадии реконструкции.
• Один из самых потрясающих примеров стиля рококо можно найти в южной части Германии. Речь идет о дворце Линдерхоф, построенном по заказу увлеченного всем необычным и ярким королем Баварии Людвигом II, который взошел на престол 18-летним юношей. Вымышленный мир, в который погрузился молодой монарх, вызвал строительную лихорадку по всей стране, что плачевно сказалось на его дальнейшей судьбе, тем не менее, благодаря его увлеченности романтизмом и возвышенной эстетикой мир увидел удивительной красоты дворец Линдерхоф, заменивший отцовский летний коттедж Königshäuschen в небольшой деревне Этталь, что в юго-западной части Баварии.
• Не только королевские дворцы строились в изысканном стиле рококо. Так, в Мюнхене в 1750-х годах появился Театр Кювильес, в качестве пристройки ко дворцу «Резиденции». 4-этажное подковообразное здание, в убранстве которого преобладают красно-золотые оттенки, изначально был придворным театром Дома правителей Баварии Виттельсбахов, теперь здесь находится опера.
4. Стиль рококо в России
Архитектура России пусть и с запозданием, но все же познала все основные стили, которые появлялись в более прогрессивной в этом плане Европе. На просторах огромной империи каждый из них приобретал особенные черты, присущие не стране в целом, а конкретному региону. Не стал исключением и рококо, который в большей степени отразился на оформлении интерьеров, нежели на внешнем облике дворцов и особняков. Тем не менее и здесь можно найти образцы этого праздничного стиля, которые стали украшением дворцовых комплексов и исторических усадеб.
Источник: https://novate.ru/blogs/020423/65967/