16+
Лайт-версия сайта

Новости

Новое видение храмовых канонов: запоминающаяся сакральная архитектура Марио Ботты




Культовые места вызывают чувство благоговения и глубокие размышления. Некоторых эти священные здания погружают в покой, а у других – наоборот, вызывают беспокойство. Тем не менее, каждый обыватель или прихожанин находит в них то, что ему необходимо. Но если речь заходит об архитекторах, проектирующих храмовые здания, то на первый план выходит видение творца и тот смысл, который они вкладывают в современные сакральные сооружения. Особенно это заметно по работам швейцарского архитектора Марио Ботты, за свою 50-летнюю карьеру спроектировавшего 22 религиозных объекта, которые смело можно отнести к нереальной храмовой архитектуре.



1. Основы творчества Марио Ботты



Марио Ботта – неординарный архитектор и дизайнер современности, уделяющий особое внимание эстетике, структуре материала, динамичным формам, игре света и тени. | Фото: architecturalidea.com.

 

Марио Ботта – неординарный архитектор и дизайнер современности, уделяющий особое внимание эстетике, структуре материала, динамичным формам, игре света и тени. | Фото: architecturalidea.com.



Марио Ботта (Mario Botta) – один из самых неординарных архитекторов современности, уделяющих особое внимание эстетике, динамичным формам, игре света и тени. И не важно, будет это частная резиденция, здание музея или культовые сооружения, строительство которых во все времена подчинялось строгим канонам, он выражал свое видение, создавая нереальные шедевры, выпадающие из общепринятых классификаций стилей и течений в архитектуре.

 Марио Ботта спроектировал более 300 зданий и сооружений, среди которых 22 являются культовыми объектами.

 

Марио Ботта спроектировал более 300 зданий и сооружений, среди которых 22 являются культовыми объектами.

 

Справка: Марио Ботта (1943 г.), после стажировки в качестве технического рисовальщика у архитектора Титы Карлони, окончил Художественную школу в Милане, а затем переехал в Венецию, где поступил на факультет архитектуры в IUAV. Талантливому молодому архитектору очень быстро удалось сделать себе имя. Вскоре после окончания университета и защиты диссертации Марио Ботту пригласили преподавать в качестве профессора сразу в несколько архитектурных школ, таких как EPF в Лозанне, Йельская школа архитектуры в Нью-Хейвене (США), а также он стал соучредителем Академии архитектуры Мендризио в Италии. А в 1970 г. в Лугано Марио Ботта уже основал собственную архитектурную фирму. Ему посчастливилось познакомиться с многими мэтрами архитектуры, а вот встречи с Ле Корбюзье и с Луи И. Каном, например, оставили глубокий след в выборе дальнейшего творческого пути.

Марио Ботта – один из самых неординарных архитекторов современности, уделяющих особое внимание эстетике, динамичным формам, игре света и тени.

 

Марио Ботта – один из самых неординарных архитекторов современности, уделяющих особое внимание эстетике, динамичным формам, игре света и тени.



Стоит отметить, что швейцарский архитектор стал ключевой фигурой в формировании школы тичино (движение 1960/70-х годов в архитектуре). На сегодняшний день Марио Ботта является лауреатом многочисленных наград, его творческое портфолио насчитывает более 300 реализованных проектов, построенных в собственном стиле, основанном на поощрении диалога между зданиями, ландшафтом участка, окружающей природой и его историей. Но особенных высот он достиг в храмовом проектировании. На его счету 22 реализованных проектов, которые можно увидеть в европейских странах, преимущественно, в Швейцарии, Австрии, Израиле, Франции, Италии, а также в Китае и Сеуле.

2. Марио Ботта – сакральные пространства



Гранатовая часовня находится на вершине горы с видом на долину Циллерталь (Австрия). | Фото: economiadigital.es.

 

Гранатовая часовня находится на вершине горы с видом на долину Циллерталь (Австрия). | Фото: economiadigital.es.



На протяжении всей карьеры архитектора и дизайнера Марио Ботта проектировал синагоги, католические церкви и мечети, отличающиеся уникальными формами и атрибутами. Хотя это совсем не означает, что в его творчестве не присутствуют общие стилистические элементы, которые он использует особым образом.

Незаурядный архитектор, считающий строительство священным актом, превращающим состояние природы в состояние культуры, умело «играет» с материальностью каждой структуры, превращая их в геометрические амулеты или символы, вырезанные из природных материалов, которые органично вписываются в окружающую среду.

Игре света и тени Марио Ботта отводил особую роль.

 

Игре света и тени Марио Ботта отводил особую роль.



Особенно много внимания Ботта уделяет игре света и тени, позволяя лучам солнечного света устраивать невероятные представления внутри каждого помещения. Чтобы не ограничивать возможности самих природных явлений в создании причудливых образов, он использует смелые геометрических формы самой структуры здания и тщательно рассчитывает расположение оконных проемов, световых люков в потолке или скрытых щелей.

Чередование контрастных цветов, фактурные элементы, свет и тень – вот главные декоративные элементы, которые использует Марио Ботта при создании фантастических шедевров.

 

Чередование контрастных цветов, фактурные элементы, свет и тень – вот главные декоративные элементы, которые использует Марио Ботта при создании фантастических шедевров.



В священных пространствах Марио Ботты нет ничего условного, в них никогда не найдете привычных декоративных элементов, зато бросается в глаза ряд массивных геометрических фигур, скрытых фактурных элементов и узоров из окон — кругов, квадратов и треугольников, которые сами являются украшениями. Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что большинство его зданий выглядят так, будто космические корабли только что приземлились на Землю, привлекая к себе всеобщее внимание и вызывая сильные чувства (даже, если это будет негодование).

Марио Ботта не раз заявлял, что предпочитает проектирование «священных архитектур более традиционным пространствам», таким как офисы или банки, поскольку они дают ему возможность играть с множеством метафорических тем и, следовательно, зданиям быть более чем необычными.

3. Реконструкция монастыря Капуцинов в Бигорио (Швейцария)



Древний монастырь Капуцинов в Бигорио, в реконструкции которого принимал участие и Марио Ботта.

 

Древний монастырь Капуцинов в Бигорио, в реконструкции которого принимал участие и Марио Ботта.



Первым культовым объектом, в реконструкции которого участвовал Марио Ботта, был монастырь Капуцинов в Бигорио. Она началась в 1966 году, когда монастырь Бигорио отказался от статуса закрытого церковного учреждения. В том же году его возглавил брат Роберто, который превратил историческую святыню в Центр духовного общения. С тех пор сакральные пространства поклонения привлекали Ботту, что стало причиной появления множества неординарных культовых объектов, в которых не заметите ни плагиата, ни простой имитации стиля, поскольку творец не приемлет «карикатур на прошлое».

4. Церковь Иоанна Крестителя в Миньо (Швейцария)



Церковь Иоанна Крестителя в Моньо никак не вписывается в каноны храмового строительства, но это не умоляет ее достоинств.

 

Церковь Иоанна Крестителя в Моньо никак не вписывается в каноны храмового строительства, но это не умоляет ее достоинств.



Захватывающее оформление интерьера, которому не требуется роскошное убранство и разноцветье фресок. | Фото: dreamideamachine.com.

 

Захватывающее оформление интерьера, которому не требуется роскошное убранство и разноцветье фресок. | Фото: dreamideamachine.com.



Одним из самых значимых культовых объектов в начале его творческого пути является церковь Иоанна Крестителя, построенная в деревне Миньо. В апреле 1986 года мощная лавина разрушила населенный пункт и старинный храм XVII века постройки, находящиеся в долине Маджия. От святыни остался лишь фундамент, два колокола и стремление местных жителей восстановить церковь. Никто не ожидал, что восстановление церкви вызовет столь необычные ассоциации у творца и неприятие у большинства местных жителей, ведь внешний вид нового храма абсолютно не соответствовал тому, какой он был ранее.



5. Часовня Святой Марии Ангелов дельи Анджели Монте Тамаро в Тичино, (Швейцария)



Часовня Санта Мария дельи Анджели Монте Тамаро в горах близь Тичино была построена по проекту Марио Ботта в 1990 –1996 гг. (Швейцария). | Фото: travel.detik.com.

 

Часовня Санта Мария дельи Анджели Монте Тамаро в горах близь Тичино была построена по проекту Марио Ботта в 1990 –1996 гг. (Швейцария). | Фото: travel.detik.com.



Проект восстановления часовни Святой Марии настолько долго обсуждался, что, когда возникла необходимость построить, владелец подъемников на горнолыжном курорте на Монте – Эджидио Каттанео ни секунды не сомневался, кому он поручит ее проектирование. Благодаря их сотрудничеству на высоте 2 тыс. метров горное плато украшает удивительный шедевр, по праву считающийся одним из самых зрелищных произведений современной архитектуры.

Часовня Святой Марии Ангелов Марио Ботты, с уходящей в небо лестницей, позволит почувствовать себя главным героем, оказавшимся на границе миров.

 

Часовня Святой Марии Ангелов Марио Ботты, с уходящей в небо лестницей, позволит почувствовать себя главным героем, оказавшимся на границе миров.



Кладка из грубо обработанного камня (порфир), длинный пандус, массивная каменная лестница и срезанный цилиндр, наличие прямоугольных окон-бойниц, каменных водометов и наблюдательной площадки на крыше – все это больше похоже на средневековую крепость/рыцарский замок и античный виадук вместе взятые, служит местом памяти супруги Каттанео и местом притяжения туристов.



6. Церковь Санто-Вольто в Турине



Церковь Святого Лика – яркий пример современного храмового строительства (Турин, Италия).

 

Церковь Святого Лика – яркий пример современного храмового строительства (Турин, Италия).



Церковь Святого Лика – колоссальная структура площадью более 10 тыс. кв. метров, включающая в себя священное здание, приходские офисы и часовню (Турин, Италия).

 

Церковь Святого Лика – колоссальная структура площадью более 10 тыс. кв. метров, включающая в себя священное здание, приходские офисы и часовню (Турин, Италия).



Еще одним ярким и запоминающимся культовым объектом Марио Ботта на поприще сакральной архитектуры является церковь Санто-Вольто (Церковь Святого Лика, 2006) в Турине. Ее отличает сложный фасад, состоящий из нескольких вертикальных объемов, декорирован динамично повторяющейся контрастной полоской – один из любимых мотивов архитектора, который он неизменно использует в большинстве своих проектах. Внешняя брутальность полностью уравновешивается торжественным и элегантным интерьером. Центральный зал, рассчитанный на 900 человек, залит светом, проходящим сквозь верхние трапециевидные фонари. Стоит отметить, что Марио Ботта нередко использует крупные световые фонари, называя их «световыми деревьями» в качестве главного украшения интерьера.



7. Церковь Блаженного Иоанна XXIII (Сериате, Италия)



Масштабное религиозное здание больше напоминает тайный символ, нежели церковь (Церковь Блаженного Иоанна XXIII, Сериате).

 

Масштабное религиозное здание больше напоминает тайный символ, нежели церковь (Церковь Блаженного Иоанна XXIII, Сериате).



Единое пространство молитвенного зала церкви Блаженного Иоанна XXIII (Сериате, Италия). | Фото: tr.pinterest.com.

 

Единое пространство молитвенного зала церкви Блаженного Иоанна XXIII (Сериате, Италия). | Фото: tr.pinterest.com.



За 6 лет в Сериате благодаря стараниям Марио Ботта была построена футуристическая церковь, посвященная Блаженному Иоанну XXIII. Впечатляющий формами и размахом комплекс, состоит из кубовидного культового здания в центре участка и более длинной, растянутой структуры, выступающей в роли вспомогательных помещений. Отличительной чертой этого проекта стала отделка фасада, выполненная с помощью красного веронского мрамора. А вот интерьер культового зала может похвастаться единым пространством и эффектным потолочным освещением ч помощью ромбовидных световых люков.

8. Синагога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве (Израиль)



 Две спиралевидные башни, символизирующие свиток Торы, стали знаковым шедевром архитектуры не только кампуса университета, но и всего Израиля.

 

Две спиралевидные башни, символизирующие свиток Торы, стали знаковым шедевром архитектуры не только кампуса университета, но и всего Израиля.



Чтобы выразить свое отношение к жертвам фашизма, в частности к страданию еврейского народа, Марио Ботта спроектировал синагогу Цимбалиста, которая была построена в кампусе Тель-Авивского университета. В этом проекте, как и прежде строительный материал играл важную роль в создании особой идеи архитектурной структуры. Отделка красным кирпичом отсылает зрителей к кровавым годам Второй мировой войны, унесшей десятки миллионов жизней (и не только еврейских). Масштабное строение площадью около 800 кв. метров состоит из двух цилиндров, «вырастающих» из прямоугольного строения, что еще раз доказывает увлеченность автора четкими геометрическими формами.

9. Кафедральный собор Воскресения в Эври (Эссон, Франция)



Кафедральный собор Воскресения в Эври, посвященный святому Корбиниану, увенчан живыми липами (Эссон, Франция).

 

Кафедральный собор Воскресения в Эври, посвященный святому Корбиниану, увенчан живыми липами (Эссон, Франция).



Свет в любом здании, спроектированном Марио Боттой усиливает смысл материалов, форм, линий и цветов и является главным украшением внутреннего пространства (Эссон, Франция). | Фото: cathedrale-evry.net.

 

Свет в любом здании, спроектированном Марио Боттой усиливает смысл материалов, форм, линий и цветов и является главным украшением внутреннего пространства (Эссон, Франция). | Фото: cathedrale-evry.net.



Собор Воскресения Христова, или Собор Воскресения д'Эври, спроектированный Марио Боттой и построенный в 1992-1995 годах, стал культовой достопримечательностью Франции, олицетворяющей современное храмовое строительство, нацеленное на устойчивость. Марио и здесь использовал свой любимый прием – усеченный цилиндр, только в этом случае цилиндрическая бетонная башня является достаточно масштабным объектом высотой 34,5 метров. Главной же изюминкой проекта стала ее вершина, увенчанная кольцом лип вокруг наклонной круглой крыши, символизирующих жизнь. Поговаривают, что на облицовку бетонного каркаса башни ушло 840 тыс. красных кирпичей ручной работы, и это, не говоря о расходе материала на остальные здания, которые входят в монастырский комплекс.

Источник: https://novate.ru/blogs/250323/65892/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

КОНКУРС!В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ: НАКАЗАНИЕ

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft