Определение «современная архитектура» относится к структурам, задуманным и построенным с эстетическим, культурным и социальным мировоззрением модернизма. Зародившись в Европе на рубеже XIX-XX столетий, модернизм взлетел на высшую ступень развития в 1920-1940 гг., демонстрируя стремление к риску, игнорированию общепринятых норм и правил, поощряя свободу самовыражения.
Сразу после Первой мировой войны архитекторы стремились создать хоть и эстетически привлекательное пространство, которое все также служило своей цели, но уже без ненужных украшений и помпезности. Наряду с резкими угловатыми формами и прямыми линиями стали использовать биоаморфные очертания с романтической ноткой (в лучших объектах, а не в массовом строительстве, конечно же). Уже 50-60-е годы модерн продолжал развиваться, обрастая новыми движениями, хотя даже крошечные и недолговечные «веточки» привносили в эстетику свой неповторимый вклад.
Чтобы понять особенности модерна, нужно разобраться, каковы характеристики современной архитектуры:
• чистые и абстрактные фигуры и линии;
• открытые поэтажные планы;
• большие цельные окна;
• связь с окружающей средой и экологическим контекстом.
Первым, что приходит в голову при упоминании культовых современных зданий Соединенных Штатов является Дом у водопада (The Fallingwater House), построенный в 1935 году. Дизайн знаменитого дома был вдохновлен японской архитектурой, славящейся использованием консольных сооружений, которой так восхищался автор проекта Фрэнк Ллойд Райт. Идеально интегрированный в природный ландшафт, дом был создан для отдыха членов семейства Кауфманн, которым и в голову не приходило, что их загородная резиденция окажется в центре внимания, а затем и вовсе начнутся проблемы с качеством строительных материалов.
Мало кто знает, но владельцы намаялись со знаковым домом, ведь его состояние начало ухудшаться, причем вскоре после строительства. Это привело к тому, что г-н Кауфман назвал его «зданием с семью ковшами», имея в виду протекающую крышу. Более того, консольные террасы начали отваливаться из-за отсутствия надлежащего армирования и низкого качества бетона, который только набирал обороты популярности и не были досконально изучены его свойства в естественных условиях. The Fallingwater House несколько раз подвергался тщательной реконструкции и был преобразован в музей в 2002 году.
Филип Джонсон – основоположник «интернационального стиля», первым получивший Притцкеровскую премию, решив поэкспериментировать со стеклом и сталью, спроектировал собственный загородный дом. Его дизайн для 1949 года был более чем новаторским. Во главу угла ставился минимализм с использованием функции отражения/прозрачности стекла и открытая планировка без монументальных стен. Единственной скрытой зоной стала ванная комната, находящейся практически в центре дома. Авторы Novate.ru хотели бы напомнить, что эксперименты Филипа Джонсона с материалами, размерами и геометрическими формами, сделало дом одной из главных достопримечательностей района и иконой в мире современной архитектуры.
Кстати сказать, жизнь в прозрачной загородной резиденции оказалась также не без проблем. Больше всего он страдал от проблемы «протекающей крыши» такой, как и дом Fallingwater, что заставило Джонсона описать его, в шутку, как «дом с четырьмя ведрами».
Один из самых эффектных и даже легендарных жилых домов на окраине Парижа был построен по проекту великого архитектора современности Ле Корбюзье. Он предназначался для семейной пары савойцев, решивших поселиться в районе Пуасси. Его дизайн и планировка вписывается в «пять знаменитых пунктов», разработанных одним из самых противоречивых зодчих XX века Ле Корбюзье, включающих: открытую планировку, сетку железобетонных колонн, горизонтальные окна, сад на крыше и независимый фасад.
Примечательно: За легендарным фасадом прячется не меньше проблем, чем в первых двух знаковых проектах. Имеются достоверные факты, что семья просто измучилась от проблем, которые возникли после того, как они вселились. Неудачи в строительстве и проектировании, не качественные материалы заставили супругов отказаться от него буквально через несколько лет спустя. Но учитывая популярность имени автора проекта, он чудесным образом попал в список общественных зданий, охраняемых законом, и был превращен в музей.
Фрэнк Ллойд Райт придумал не только знаменитый стиль прерий, но и стоял у истоков органической архитектуры, призванной приблизить человечество к окружающей среде. Своим проектом Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (Solomon R. Guggenheim Museum), реализованным в 1957-1959 гг., незаурядный архитектор произвел революцию не только в проектировании, но и в умах его современников, и последующих поколений. В прямом смысле слова, он решил перевернуть огромное здание с ног на голову, что было новинкой. А если к этому прибавить скульптурные формы, монолитность структуры, спиралевидную планировку внутреннего пространства, светлые тона и открытое пространство – становится понятно почему Музей Гуггенхайма по сей день является культовым объектом.
Каток Дэвида С. Ингаллса в Нью-Хейвене, более известный как «Йельский кит», где тренируется университетский хоккейный клуб Yale Hockey стал знаковым сооружением, привлекающим к себе вниманием. Проект ледовой арены разработал известный архитектор Ээро Сааринен, который в свое время был студентом Йельского университета. Каток очень быстро стал культовым объектом, который можно было легко связать с автором проекта, зная его пристрастие к катенарным аркам (ломаные арки, присущие природным образованиям) и волнистой консольной крыше, которую поддерживает 90-метровая железобетонная арка.
Мало найдется цивилизованных людей, которые могут не узнать Сиднейский оперный театр, спроектированный малоизвестным в ту пору датским архитектором Йорном Утцоном. Несмотря на сложности во время строительства и затягивание процесса его завершения, гигантские паруса бетонной крыши стали главным культурным символом целого континента. Кстати сказать, уникальное здание Оперного театра в Сиднее в 2007 году было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Организаторы строительства Музея искусств в Милуоки сделали правильный выбор, когда обратились к испанскому архитектору Сантьяго – крупнейшему мастеру кинетических структур и незабываемой архитектуры. Используя лишь дерево, бетон, мрамор и стекло на берегу озера Мичиган в 1957 году культовый зодчий создал просто фантастический павильон для Музея искусств Burke Brise Soleil, который не только поражает своими формами, но и тем, что его «крылья», в зависимости от траектории движения солнца и погоды могут подниматься и полностью складываться.
Еще одним основополагающим знаковым зданием современной архитектуры является Вилла Дирикц, спроектированная в 1929 году Марселем Леборном – бельгийским архитектором-новатором, основоположником современной архитектуры на родине. Привлекательные блочные элементы, стеклянные конструкции и белый бетон, окруженный зеленью – инновационные внедрения, ставшие большим удивлением в 30-х годах прошлого века. Глядя за многоэтажное здание сложно даже представить, что оно предназначалось для одной семьи, для мистера Дирикца – крупного промышленного магната, который мечтал о масштабном загородном доме, где можно было разместить обширную коллекцию произведений искусства.
Источник: https://novate.ru/blogs/260323/65896/