Луиджи Колани родился в 1928 году в Германии, в семье обеспеченного швейцарского художника. При рождении он получил совершенно иное имя, однако Колани – девичья фамилия его матери, а Луиджи – производное от «Лутц». Родители стремились привить мальчику любовь к творчеству, однако методы выбрали необычные – не покупали ему игрушек, а вместо них предлагали бумагу, ножницы, любые доступные детским рукам материалы и инструменты, чтобы он мог смастерить все, что пожелает. Он и мастерил. После войны закончил Берлинскую академию художеств по классу живописи и скульптуры, но влекло его скорее к конструированию, нежели к изобразительному искусству.
В 1947 изучал аэродинамику в Сорбонне, где и родилось элегантное и бунтарское имя «Луиджи», как нельзя лучше подходившее и его выразительной внешности, и его эксцентричному характеру. И, конечно, отлично выглядело в качестве подписи к его безумным проектам. Уже тогда он заинтересовался бионикой – метод проектирования существовал, разумеется, и до Колани, но именно он возвел бионику в абсолют.
«Земля круглая, все небесные тела круглые, и все они движутся по эллиптическим орбитам. Я тоже следую природе» - так объяснял Колани округлые формы своих удивительных концепт-каров. Ранние проекты Колани были вдохновлены текучими очертаниями морских обитателей – акул, косаток, китов, иногда почти буквально. На заре карьеры он занимался проектированием именно в той сфере, где скорость, безопасность и эффектный внешний вид одинаково важны – разрабатывал гоночные болиды. Были в его биографии и разработки для Alfa Romeo, Lancia, BMW, также он создал впечатляющий редизайн Fiat 1100.
Работы Колани привлекали всеобщее внимание. Они казались пришельцами из далекого будущего, которое так никогда и не наступило. Они развивали рекордную скорость при минимальном расходе топлива благодаря своей обтекаемой форме. Колани стал лауреатом множества премий, получил мировую известность, но на протяжении всей своей творческой жизни сталкивался с непониманием. Его концепт-кары эффектно выглядели на выставках… но на конвейер попадали крайне редко.
Автомобилестроение как таковое и использование современных видов транспорта наносят значительный ущерб окружающей среде. Луиджи Колани понимал это и в восьмидесятые годы. Он резко критиковал европейскую промышленность, считая ее консервативной, неспособной на внедрение радикальных идей. Все его проекты предполагали сниженные расходы топлива. Три десятилетия он проектировал грузовики Colani Trucks, которые «пожирали» в разы меньше и в разы меньше вредили природе, и к тому же потрясающе выглядели. Однако они так и не вошли в серийное производство. Он даже открывал собственное бюро по проектированию грузовиков, но разработки, заинтересовавшие крупные производства, получали воплощение крайне редко. Сегодня его идеи частично использует австрийская компания Marchi Mobile – их грузовик с необычной кабиной однажды был даже замечен в Подмосковье.
В эти годы он очень полюбился СМИ – потому что не стеснялся ругать коллег по цеху, владельцем производств и, конечно, политиков, которые только болтают о глобальном потеплении, но не стремятся ничего менять. Несмотря на то, что такими резкими заявлениями Колани скорее нажил себе врагов, чем получил новых клиентов, на его карьере это не особенно сказалось. С ним консультировались даже представители NASA по поводу оптимальной формы шатлов. Значительную часть жизни Колани жил между несколькими странами – работал в Китае и Японии, сохранив свой адрес в Карлсруэ, куда наведывался ежегодно. Азия привлекала его «жадностью» - готовностью принимать любые безумные идеи. Женат он был на китаянке и утверждал, что, если бы представил Китаю все свои проекты, европейский автопром исчез бы с лица земли за ненадобностью.
Пытался он сотрудничать и с советской промышленностью – разработал дизайн для прототипа Lada Gorbi (в честь Горбачева), созданного на базе «Нивы».
Поскольку проекты Луиджи Колани для автомобильной промышленности нередко заканчивались созданием прототипа, он занимался и другими областями дизайна. Например, разрабатывал солнечные очки. Есть в его багаже и мебельные проекты – шезлонги для пляжа, рабочие столы, все таких же плавных, обтекаемых форм, обои и чайные сервизы. Еще в 1963 году для немецкого Dresdner Bank он разработал копилку в форме слона.
Основной доход получал от продаж коллекций аксессуаров, в частности, солнечных очков с футуристичным – естественно – дизайном, а также предметов домашнего обихода. Лучшей своей работой гений автопрома считал… стайлинг фотоаппарата марки Canon. Однако публике из его «неавтомобильных» работ особенно полюбился немного вызывающий биоморфный рояль Pegasus Grand Piano, созданный в 1997 году. Подобные рояли стоят в доме у Ленни Кравица, Принца, Эдди Мерфи…
Один из поздник проектов Колани, также связанный с Азией – это футуристический город будущего Human City, искусственный остров, созданный для нужд перенаселенного Китая. Конечно, он тоже остался на бумаге – как и его первый урбанистический проект, нарисованный еще в восьмидесятые годы. Но… кто знает?
Колани прожил девяносто один год, до старости сохраняя творческий задор. Он стал автором четырех тысяч изобретений, ни на минуту не останавливаясь в своем стремлении к новому. По собственным оценкам, воплотить он смог не больше тридцати процентов своих идей, однако и эти три процента сделали его легендой еще при жизни.
Текст: Софья Егорова.