Покои султана расположены на площади Эминёню возле здания Новой Мечети. Они вплотную примыкают к нему. Вход – со стороны улицы Банкаджилар Сокак.
Входная группа и фасад выглядят очень нарядно, в османском стиле. Чтобы попасть в сами покои, нужно пройти по широкому, как холл, коридору, который идет не параллельно, а в горку. В старые времена султан поднимался по этому крытому пандусу прямо верхом, в сопровождении конной свиты. В наше время вдоль стен на этом пути обычно проводят выставки картин.
Покои были построены по заказу матери повелителя Мехмеда IV (Sultan Mehmet), жившей в XVII веке. Кстати, по национальности женщина была славянкой (в юном возрасте ее взяли в плен Крыму и продали в восточное рабство). На чужбине наложница правителя получила имя Турхан Султан. Она же, кстати, стала и инициатором завершения строительства Новой Мечети, которое до этого много лет было заморожено.
Увы, в середине прошлого века Покои султана находились в плачевном состоянии. Их то и дело разоряли, а восстановление этого шедевра османской архитектуры в то время никого не интересовало. Тем не менее благодаря Торговой палате Стамбула помещения все-таки удалось худо-бедно сохранить. А потом они были и отреставрированы. И снова важную роль сыграл слабый пол: в работах принимали участие четыре десятка специалистов, большинство из которых были женщинами. Руководила реставрацией турецкая женщина-архитектор Хатидже Каракая.
Кстати, реставрационные работы выявили интересный факт. 500 из 10 250 керамических плиток (то есть фактически одна двадцатая часть) оказались новоделом. Иными словами, на каком-то этапе существования покоев оригинальную плитку подменили на похожую. Не все утраченные «исходники» в итоге удалось найти, поэтому кое-где на стенах остались пустые фрагменты.
Специалисты и знатоки стамбульских достопримечательностей отмечают, что Хюнкар Касры - это уменьшенная копия знаменитого стамбульского дворца Топкапы.
Покои представляют собой несколько комнат для отдыха и уборную Его Величества. В этих помещениях султан и его семья отдыхали, когда приезжали совершать намаз в здешнюю мечеть – собственно говоря, для этого и были построены эти покои. Кстати, и мечеть из своих покоев султан попадал, не выходя на улицу – через специальную дверь (напомним, что комнаты отдыха прилегают к мечети). Однако сейчас этого входа нет, поэтому туристам нужно сначала выйти из Покоев султана, а затем войти в мечеть через ее обычный вход.
Помещения богато украшены, поражают затейливые узоры и разнообразие видов декора (роспись, резьба, инкрустация). Изразцы (использована изникская керамика) удивляют выдумкой и разнообразием.
В главном помещении покоев, зале, можно бесконечно любоваться как витражными окнами, так и резным купольным потолком (он выполнен из дерева), и по-восточному шикарной мебелью, и, конечно, плиточными стенами. Кстати, на плитке можно увидеть (а тем, кто понимает арабский, и прочитать) айяты – коротенькие фрагменты из Корана.
В меленьких комнатах на первом этаже туристы могут посмотреть работы местных мастеров и купить сувениры в память о посещении этого уникального места.
Мехмед IV правил Османской империей почти сорок лет, и это было одним из самых долгих правлений (дольше него государством руководил только Сулейман I).
Мехмед считался самым благочестивым из правителей и он даже получил прозвище «святой воин». На его счету много важных завоеваний, при этом правителе Османская империя значительно расширилась. Однако он был последним турецким султаном, при котором Османская армия могла реально представлять угрозу европейцам.
Жизнь Мехмеда IV, увы, окончилась трагически. Родной сын Мустафа поднял против него восстание и затем правителя свергли с престола. После низложения некогда могущественный султан был отправлен в тюрьму. Умер он в ее застенках через пять лет. Империей же стал править его младший брат Сулейман II.
Текст: Анна Белова