Чжэн Хэ, первоначально звавшийся Ма Саньбао, родился в китайской мусульманской семье в Куньяне, недалеко от Куньмина, провинция Юньнань, Китай. В 1381 году войска династии Мин вторглись в Юньнань, последнее монгольское владение в Китае. Они захватили Ма Саньбао и других мальчиков, кастрировали их и сделали санитарами в армии. Ма Саньбао позже дали имя Ма Хэ. С раннего возраста он отличался своим умом и лидерскими способностями. Он получил литературную и военную подготовку и быстро продвинулся по служебной лестнице, приобретя важных союзников при дворе династии Мин, в том числе и принца Чжу Ди, с которым они стали хорошими друзьями. В 1402 году он помог принцу свергнуть императора Цзяньвэнь и занять трон в качестве императора Юнлэ.
Новый император дал Ма Хэ новую фамилию, Чжэн и чтобы укрепить свою легитимность, повысить и расширить престиж Китая эпохи Мин, Чжу Ди приказал построить большой флот, состоящий из кораблей-сокровищниц, во главе которого он поставил своего близкого друга Чжэн Хэ.
Честность Хэ, знание ислама, а также дипломатические, военные и морские навыки помогли стать ему одним из самых успешных адмиралов. В последующие десятилетия Чжэн совершил шесть путешествий, посетив Юго-Восточную Азию, Индию, Аравию и Восточную Африку. В отличие от более поздних европейских колонизаторов или древнеримских купцов, которые также занимались торговлей в Индийском океане, у китайцев была иная миссия. Огромный военно-морской флот был создан для того, чтобы заставить иностранных лидеров подчиниться династии Мин и принять номинальный контроль императора. Таким образом, неудивительно, что все шесть миссий имели огромный успех, наводнив Нанкин экзотическими товарами и приведя в столицу множество иностранных послов. К 1431 году более тридцати стран от Малакки до Восточной Африки, стали частью династии Мин.
Хэ командовал самым большим и передовым флотом, который когда-либо видел мир. Эти путешествия были направлены на то, чтобы продемонстрировать мощь и культуру Китая и вернуть иностранные сокровища ко двору династии Мин. Чжэн отправился в своё первое плавание в 1405 году, командуя почти двадцатью восьмью тысячами людей. Его огромная армада состояла из трёхсот семнадцати кораблей, в том числе из шестидесяти двух кораблей-сокровищниц, набитых богатыми подарками для глав государств.
Первые два путешествия Хэ проходили по знакомым торговым маршрутам в Юго-Восточную Азию и Индию. Он посетил территории современного Вьетнама, Таиланда, малайзийский порт Малака и индонезийский остров Ява, пересёк Индийский океан до Кожикоде в Индии и остановился на Шри-Ланке. Правители, с которыми он сталкивался, были впечатлены его дипломатическими способностями и тщательно продуманными подарками, преподнесёнными им. Они согласились отправить послов ко двору династии Мин. Во время первого плавания Чжэн захватил знаменитого китайского пирата Чен Цу-и, который грабил Малаккский пролив. Этот подвиг укрепил его репутацию адмирала и военачальника. Второе путешествие было омрачено конфликтом с королём Шри-Ланки Алагонаккарой. Король, изображая дружбу, попытался разграбить корабли с сокровищами. Хэ захватил короля и увёз его в Китай, где он был освобождён после обещания платить дань императору.
Во время третьего путешествия Чжэн делал остановки в Индии. На обратном пути он остановился в Самудре, на северной оконечности Суматры. Четвёртое путешествие было самым впечатляющим. После остановки в главных портах Азии он направился на запад из Индии в Ормузский пролив. Часть флота продолжила путь вдоль побережья Аравии в Йемен и вверх по Красному морю в Джидду. Китайская миссия посетила Мекку и продолжила путь в Египет. Флот достиг восточного побережья Африки, останавливаясь в городах на территории нынешних Кении и Сомали и проплывая вблизи Мозамбикского канала. Около тридцатииностранных правителей согласились отправить дань и послов императору Юнлэ. Мусульманские корни Хэ помогли ему установить связи с правителями исламских стран.
Эти два путешествия были предприняты главным образом для того, чтобы вернуть многих иностранных послов на родину. Чжэн неоднократно посещал суды в Юго-Восточной Азии, Индии, Аравии и Восточной Африке. Во время шестого рейса он гораздо раньше вернулся в Китай с частью своего флота, приказав остальной части флота продолжить исследование восточного побережья Африки.
Однако не все были удовлетворены достижениями флота, под командованием великого адмирала. Больше всех протестовала конфуцианская фракция, которая считала эти путешествия расточительными дальними круизами. Конфуцианцы также выступали против политики императора Юнлэ по назначению евнухов на высокие посты. Они видели в Чжэн Хэ, адмирале-евнухе, главную угрозу. В 1424 году император Юнлэ умер, возглавляя кампанию против монголов на севере. Его сын немедленно положил конец дорогостоящим экспедициям, перенаправив средства на военные расходы, включая восстановление и расширение Великой китайской стены. Однако в 1431 году император Сюаньдэ, внук Чжу Ди, одобрил седьмое путешествие.
Флот следовал по знакомому маршруту, заходя в порты Вьетнама и Малакки, прежде чем пересечь Малаккский пролив и войти в Индийский океан. После посещения Цейлона и Каликута на южной оконечности Индии корабли поймали благоприятный муссон, который доставил их в Ормузский пролив. Расположенный на входе в Персидский залив, Ормуз был ключевым пунктом, местом встречи морского и сухопутного Шёлковых путей. Отправив экспедицию в священные города ислама, Мекку и Медину, Чжэн Хэ отправился дальше на Восток, достигнув берегов Восточной Африки и доплыв до Занзибара, самой дальней точки экспедиции. Нагруженный данью и иностранными сановниками, флот вернулся в Китай в сентябре 1433 года, завершив ещё одну успешную миссию.
На обратном пути в 1433 году Хэ умер от болезни в Каликуте, Индия, и, как сообщается, был похоронен в море. Его могила была воздвигнута в Нанкине, Китай, где она стоит и сегодня. Узнав об этом, конфуцианские придворные начали кампанию по систематическому уничтожению всех записей о путешествиях Чжэн Хэ. Император, теперь всецело поглощённый монголами и своими оборонительными сооружениями на севере, навсегда прекратил плавания и приказал уничтожить флот с кораблями-сокровищницами.
По иронии судьбы, Китай ушёл с мировой арены всего за несколько десятилетий до того, как европейские исследователи отважились пересечь открытое море, положив начало эпохе исследований. В то время как западные страны вскоре превратились в морские сверхдержавы, огромные размеры и численность флота кораблей-сокровищниц оставались непревзойдёнными на протяжении последующих столетий. Более того, скудные подарки, а также привезённые товары европейских мореплавателей не произвели впечатления на местных жителей, которые всё ещё помнили драгоценные предметы и артефакты, привезённые гигантскими кораблями-сокровищами Чжэн Хэ. Тем не менее эпоха флота, состоящего из кораблей-сокровищниц, закончилась.
Закрывшись, Китай эпохи Мин упустил возможность установить постоянное присутствие за рубежом, а также утратил шанс заменить европейцев в качестве доминирующей военно-морской державы в мире, сильно отличающейся от той, которая есть на сегодняшний день. Вместо этого международный престиж Поднебесной постепенно угасал. Когда Китай, наконец, очнулся от своего долгого сна, он столкнулся с совершенно другим миром, в котором правитель «всего поднебесного» уступал на воде, в то время как иностранные флоты правили в открытом море.
Чжэн был самым важным дипломатом и адмиралом при дворе Юнлэ. Хотя его путешествия не привели к созданию богатых торговых империй, они распространили влияние Китая по всему «Западному океану» и на Восточную Африку. Многие китайцы, вдохновлённые рассказами о далёких землях, эмигрировали в районы, посещённые Хэ. Армада Чжэн из трёхсот семнадцати кораблей считалась самой большой в мире до наших дней. После смерти Чжэн император Сюаньдэ предпринял попытку изолировать Китай и запретил все дальнейшие экспедиции. Все корабли Хэ были уничтожены вместе с большинством записей о семи плаваниях. Только недавно китайцы начали отмечать исторические подвиги Чжэн и его впечатляющей армады.