Внутренние разногласия и гражданские войны ослабили контроль Омейядов над обширным халифатом. В 750 году они были свергнуты соперничающей арабской группировкой, которая основала халифат Аббасидов. Аббасиды не проявляли милосердия к своим предшественникам, убивая оставшихся в живых членов и разрушая могилы уже умерших. Абд ар-Рахман I, единственный оставшийся в живых, бежал в Андалусию в Испании, где в 756 году основал эмират Кордова.
Согласно традиции, Иерусалим — это место, где пророк Мухаммед вознёсся на Небеса верхом на крылатом коне аль-Бораке (Бурак). В своём путешествии Мухаммед встретил Аллаха. Место его вознесения находилось на Храмовой горе или Харам аш-Шарифе, где стояли остатки Второго храма и где позже был построен Купол Скалы, считающийся третьим по значимости святым местом в исламе. Он был построен ранним халифом Абд аль-Маликом в 691 году. План Купола Скалы основан на центральном куполе, опирающемся на круглый барабан, поддерживаемый аркадой.
В здании используется несколько видов отделки, включая мозаику, мрамор, металлоконструкции и цветное стекло. Мозаики являются особенно важными примерами сочетания сасанидских и византийских мотивов, характерных для раннего исламского искусства. Ещё одной важной особенностью мозаик является то, что на них нанесена надпись, датирующая здание 691 годом.
Другое здание на Харам аш-Шариф, Аль-Акса, является главной мечетью Иерусалима. Во времена Умара на этом месте была спешно построена мечеть, которая позже была заменена во время правления омейядского халифа аль-Валида. Несмотря на то, что мечеть аль-Валид была разрушена землетрясением и позже восстановлена Аббасидами, она напоминала расположение византийских церквей, таких как церковь Рождества в Вифлееме.
Во времена правления Муавии столицей халифата Омейядов был город Дамаск, завоёванный арабами-мусульманами в 636 году. С момента его завоевания арабы сделали его одним из своих первых больших городов с растущим населением мусульман. Халиф аль-Валид в начале восьмого века построил мечеть в центре столицы, заботясь о правах христианских жителей городов, которые молились в том же здании. Большая мечеть Дамаска была возведена на слоях храмов, построенных предшествующими религиями, включая римский храм и христианскую церковь Святого Иоанна Крестителя.
Стена римского храма и шпиль церкви были повторно использованы в мечети. Это типичная гипостильная мечеть с молитвенным залом и большим открытым внутренним двором с фонтаном для ритуального омовения перед молитвой. Во внутреннем дворе находится сокровищница и сооружение, известное как Купол часов. Минареты мечети были построены поверх предыдущих римско-византийских башен и, вероятно, являются самыми ранними минаретами в Сирии. Молитвенный зал по форме напоминает христианские базилики с куполом, заканчивающимся стеной киблы и михрабом.
Термин «халиф» в переводе с арабского означает «преемник»; в данном случае преемник пророка Мухаммеда был высшим титулом, который можно было носить в исламском мире. Таким образом, титул халифа влёк за собой определённые обязанности. Предполагалось, что халифы будут выполнять обязанности Мухаммеда, исключая его пророческую работу. Они были как религиозными, так и светскими лидерами, ведущими верующих в молитве и воинов в битве.
Несмотря на то, что официально правители халифата Омейядов носили титул халифат аллах, «наместник Бога», за исключением немногих, вели более светский образ жизни по сравнению со своими предшественниками. Это изменение можно увидеть благодаря адаптации мусульман к новому виду городской жизни. После середины седьмого века арабы, привыкшие к кочевой жизни в пустыне, оказались в больших городах на завоёванных ими землях. Политические и социальные сдвиги в значительной степени способствовали появлению нового светского исламского искусства на землях, завоёванных халифатом Омейядов. Новая дворцовая архитектура и искусство возникли в Сирии и Ираке благодаря накопленному богатству, рабочим и интеллектуалам. Впервые халифы проявили инициативу в художественном покровительстве, и их новые дворцы и резиденции стали центрами художественного производства. Кусайр Амра в Иордании и Кусайр Хишам в Палестине считаются одними из лучших образцов светского искусства в халифате Омейядов.
Золотые мозаики с изображениями архитектуры и растений берут своё начало в средиземноморской художественной традиции. Оспаривается, что их интерпретация является либо кораническим описанием Небес, либо местным ландшафтом.
После смерти аль-Валида самым амбициозным художественным и архитектурным достижением его преемников стало строительство так называемых замков в пустыне. Эти императорские или аристократические резиденции, используемые в качестве охотничьих домиков, сельских резиденций и дворцов, выражали власть и статус правителей Омейядского халифата. Как таковые, они являются прекрасным примером исламской и омейядской светской архитектуры и искусства.
Построенный для аль-Валида II, Кусайр Амра в Иордании является уникальным примером исламского оформления зданий и культуры Омейядов. Кусайр Амра — одна из самых ранних исламских бань. Он состоит из трёх основных частей: прихожей или раздевалки, трёх отапливаемых комнат и колодца на севере. Внутри здания стены и потолки украшены серией фресок, включая изображения купающихся женщин, серию королевских портретов, сцену охоты и зодиак. Хотя выбор изображений, безусловно, принадлежит Омейядам, стиль живописи и дизайн бани чисто византийский. Изображение зодиака является самым ранним сохранившимся примером куполообразного изображения звёзд и имеет фундаментальное значение для истории науки.
Другой аспект инноваций Омейядов в исламском искусстве можно увидеть в производстве монет во время правления династии. Отличительные исламские аниконические и эпиграфические монеты были новшеством Омейядов после 696 года. Изображение правителя, которое на протяжении веков было общим для всех ближневосточных монет, было заменено арабским изложением веры и цитатами из Корана. Вплоть до денежной реформы Абд аль-Малика в 697-99 годах работники монетного двора продолжали выпускать более или менее те же монеты, которые они создавали для своих предыдущих правителей, будь то Сасаниды или римляне. Хорошим примером является так называемая арабо-сасанидская монета с рисунками более ранней сасанидской чеканки, но с добавленными надписями на арабском языке.
В начале VIII века растущее число примеров исламских эпиграфических типов представляло собой явный случай вмешательства арабской правящей элиты, скорее всего самого халифа. Впервые халифы проявили инициативу в вопросе, который касался, среди прочего, художественного покровительства.
Когда Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом и единственным истинным преемником Пророка в 929 году, аль-Андалус стал одним из самых важных художественных и интеллектуальных центров в Европе. Следуя художественным и культурным подвигам своих предков из Дамаска, они обогатили уже существующее испанское доисламское наследие и создали свою собственную визуальную и иконографическую идентичность. Личность андалузских Омейядов ссылалась на авторитет халифов-рашидунов; они изображали из себя самых образованных правителей со времён эллинизма и утверждали, что являются наследниками римского и испано-вестготского наследия. Они поощряли науки и искусства, окружая себя учёными и заботясь об образовании будущих принцев. Всё это способствовало созданию шедевров аль-Андалуса, дворцового города Мадинат аз-Захра и Великой мечети Кордовы.
История Великой мечети Кордовы началась как храм римского бога Януса, превращенный в церковь вторжением вестготов в 572 году. После того, как потомки изгнанного халифата Омейядов прибыли в Испанию, они полностью перестроили здание и превратили его в мечеть. Здание было расширено в течение следующих двух столетий после смерти принца Абд ар-Рахмана I, первого правителя халифата Омейядов в Испании, в 788 году. Оно состоит из большого молитвенного зала в гипостиле, внутреннего двора с фонтаном посередине, апельсиновой рощи, крытой дорожки, огибающей внутренний двор, и минарета, который теперь заключён в квадратную коническую колокольню. Молитвенный зал кажется увеличенным благодаря своей повторяющейся геометрии. Над богато украшенным михрабом возвышается купол, построенный из перекрещивающихся рёбер, которые создают стрельчатые арки, покрытые золотой мозаикой в радиальном узоре.