Родовые знаки тамга были в ходу у многих племен кочевников, эти простые изображения, тамга, украшали когда-то скот, который таким образом маркировался как принадлежащий определенной семье. Но то довольно примитивный подход к возможностям печатей – а вот уже в древних восточных государствах все стало гораздо интереснее. Заключение сделки в Месопотамии производилось путем написания текста на глиняной табличке. И прямо на ней стороны оставляли оттиск своей личной печати, которая имела в те времена цилиндрическую форму.
Печать изготавливал умелец, мастер – вырезал на камне разные фигурки, иногда целые религиозные сюжеты, буквы и символы, а в качестве материала использовались как простой известняк, так и драгоценные или полудрагоценные камни – лазурит, обсидиан, аметист, сердолик, нефрит. Понятное дело: чем более высокопоставленным был владелец печати, тем ценнее оказывалась она сама, тем сложнее был рисунок (и тем крупнее оказывалась сделка, которая могла касаться и судьбы государства).
Если «прокатить» такую печать по мокрой глине, получалось выпуклое изображение. Для оттиска на пергаменте или папирусе использовалась, наоборот, печать с выпуклыми элементами. В Египте впервые начали изготавливать перстни-печатки, их носили при себе фараоны. Древний мир знал и технологию опечатывания ценного имущества – достаточно вспомнить хотя бы печать на входе в гробницу фараона Тутанхамона, по счастливой случайности не поврежденную вплоть до ее открытия археологами в XX веке.
Древние греки отлично умели перенимать достижения более древних цивилизаций, использовали они и печати, «сфрагис». Научная дисциплина, изучающая печати и оттиски, называется поэтому сфрагистика. Эллины изготавливали инталии – ювелирные украшения с углублениями, которые позволяли получить оттиск в виде выпуклого рельефа. Римляне благополучно применяли перстни-печатки, используя уже не глину, а воск, на котором оставляли оттиск. В знатном роду такой перстень мог передаваться из поколения в поколение.
Короли Средневековой Европы по объективным причинам особенно не стремились к высокой художественной ценности перстней-печаток, но все же практиковали такой способ верификации документов – путем проставления оттиска. А в Древней Руси использовали вислые металлические, а потом восковые печати – впервые они упоминаются в Повести временных лет, при рассказе о переговорах 945 года князя Игоря с греками.
Самым, пожалуй, знаменитым стал перстень папы римского – Кольцо рыбака, само по себе имеющее давнюю историю, да еще и окутанное легендами. Это украшение и символ папской власти изготавливается для каждого нового понтифика с указанием его имени на печатке (в зеркальном отображении, чтобы оттиск читался правильно). Со смертью папы кольцо подлежит уничтожению.
Печати с давних пор использовались и в Восточной Азии – в Китае с появлением письменности ставили оттиски, используя все те же чернила. А вот в Индии появился сургуч – вещество, которое несколько веков, вплоть до недавнего времени, обеспечивало конфиденциальность сведений и неприкосновенность имущества. Сургуч представляет собой смесь смол и некоторых других веществ. При обычной температуре это твердое вещество, но даже при небольшом нагревании оно плавится и может служить той же «мокрой глиной» для нанесения оттиска. Ценным свойством сургуча является и его способность склеивать листы бумаги.
В Европу сургуч привезли из Индии голландские мореплаватели, но вскоре уже и сами европейцы научились делать это вещество. Поначалу бесцветный, сургуч мог приобретать и другие оттенки и цвета, в зависимости от добавленного красителя: например, красным он становился благодаря киновари, синим – из-за смальты. Написав письмо, отправитель складывал его (или, с XVI века, помещал в конверт), а затем, чтобы обеспечить защиту от прочтения до доставки адресату, расплавлял над свечой палочку сургуча и прикладывал вязкую массу к бумаге, скрепляя ее края. После этого к сургучу с силой прижимали перстень-печатку. Теперь прочитать письмо удалось бы лишь сломав печать, что невозможно было сделать незаметно.
Вплоть до двухтысячных сургуч использовался при оформлении почтовых отправлений. В советские времена на почте имелась специальная емкость с расплавленным сургучом, его наносили на конверты, на бечевки, которыми обвязывали посылку или бандероль. Потом на сургуче проставляли штамп почтового отделения.