Зарегистрировано — 123 433Зрителей: 66 518
Авторов: 56 915
On-line — 4 648Зрителей: 890
Авторов: 3758
Загружено работ — 2 123 208
«Неизвестный Гений»
Новости
Расправа с соперниками, дружба с Медичи, брак со служанкой и другие малоизвестные факты о великом скульпторе Челлини
Выдающийся, но ныне позабытый скульптор итальянского Возрождения Бенвенуто Челлини был ювелиром, поэтом, солдатом, музыкантом, убийцей, некромантом, священником и похитителем как мужских, так и женских сердец. Его жизнь была похожа на самый настоящий блокбастер, объединивший в себе комедию, трагедию, боевик и триллер. И совсем неудивительно, что его автобиография до сих пор вызывает повышенное внимание, ведь там полным-полно пикантных подробностей, о которых и пойдёт речь.
Предыстория
Творчество Бенвенуто — это не только идиллический золотой век гармонии и красоты, а период, характеризующийся политическими и религиозными конфликтами, а также жестоким художественным соперничеством. Несмотря на то, что Челлини сейчас в значительной степени игнорируется как художник в пользу его непосредственных предшественников Леонардо да Винчи и Микеланджело, он оставил после себя одну из первых и, безусловно, самых драматичных и интимных автобиографий, когда-либо написанных художником.
«Моя жизнь» — это грандиозный, скандальный и хвастливый рассказ об искусстве и обществе шестнадцатого века. Она в значительной степени основана на жизни в родной Флоренции художника, но также охватывает его карьеру, проведённую в Риме, Венеции, Мантуе, Ферраре и Сиене, а также Париже и Фонтенбло.
Сравнивая «Мою жизнь» Челлини с сохранившимися историческими записями, можно проследить тонкую грань между фактами и вымыслами, которые, ловко переплетаясь между собой, образуют захватывающую дух историю. В автобиографии художника ярко описаны его схватки с соперниками, где он убил по меньшей мере троих. Но как бы там ни было, а ни один историк не принимает автобиографию за чистую монету, поскольку в большинстве случаев вымысел доминирует над правдой.
Бенвенуто также пережил войну, тюремное заключение, отравление, сифилис и потерю многих членов своей семьи из-за чумы, которая была повседневной угрозой. Бенвенуто подружился с королями, папами и правителями Флоренции Медичи, которые прощали ему грехи, свято веря в то, что он создаёт искусство для них. И если верить словам Папы Павла III, то такие люди, как Челлини, уникальные в своей профессии, не должны подчиняться закону.
Творческий путь и разгульный образ жизни
Для него фантазия и реальность с самого начала были размыты. В его автобиографии утверждается, что он родился во Флоренции в ночь на День всех святых ровно в половине пятого 1500 года. На самом деле он родился третьего ноября. Мир, в котором он появился на свет, уже менялся в политическом и художественном плане. Итальянский полуостров пятнадцатого века никогда не был единым государством, а скорее серией небольших республик и княжеств, которыми в основном правили тиранические кондотьеры, военные подрядчики или наёмники. Эти могущественные фигуры дали начало великому искусству, поскольку они поручали художникам создавать для них фантастические произведения в городах-государствах, включая Флоренцию, Феррару, Мантую и Милан. Но итальянские войны, начавшиеся с французского вторжения в 1494 году, изменили политический баланс этих творчески враждующих городов, принеся в регион французскую и испанскую имперскую власть, а вместе с ней и изменения в художественном производстве. Бенвенуто вырос, работая на покровителей многих из этих группировок, и это повлияло на его искусство.
Первоначально его отец хотел, чтобы он пошел по его стопам в качестве музыканта, работающего при флорентийском дворе Медичи. Несмотря на то, что он стал опытным игроком на флейте и корнете, Бенвенуто, как и многие начинающие художники до него, решил учиться на ювелира. Подростком он работал в Сиене, Болонье и Пизе, прежде чем поступить в престижную флорентийскую гильдию ювелиров. В 1523 году против него было выдвинуто первое из многих обвинений в запрещённых нетрадиционных отношениях и насилии. Его обвинили в содомии с Доменико ди Джулиано да Рипа, а также он оказался втянут в кровную вражду с семьёй Гуасконти и за убийство одного из её членов скульптор был приговорён к смертной казни.
Он бежал в Рим и основал там собственное ювелирное дело, заручившись поддержкой и покровительством Джулио де Медичи. Ещё один увлекательный момент из жизни скульптора связан с его заклятым врагом, сыном папы Павла III Пьером Луиджи Фарнезе, который немедленно заточил Бенвенуто в замок Святого Ангела. Ему было предъявлено обвинение в краже папских драгоценностей во время разграбления. В одном из самых ярких и душераздирающих рассказов о тюремном заключении, написанном в этот период, Бенвенуто описывает попытки отравить его, а также то, как он практически всё время читал Библию и, по-видимому, пережил чудесное обращение, включая галлюцинаторные видения Христа, в которых он был «схвачен этим Невидимым Существом и унесён, словно ветром». Когда вокруг него закрутились папские махинации, могущественные покровители, такие как кардинал Ипполито д'Эсте и священник из Феррары, наконец добились его освобождения. Получив свободу, он решил вернуться во Францию и воспользоваться покровительством Франциска I. Но, покинув Флоренцию, он отправился в Сиену, где убил почтмейстера.
Годы, проведённые им в Париже и Фонтенбло, где он работал на французского короля, были одними из самых счастливых и продуктивных для него. Он начал работать над более крупными скульптурными проектами по настоянию Франциска I, который стремился показать, что его покровительство искусству соперничает с покровительством папы римского и его великого противника, императора Священной Римской империи Карла V. Ко всему прочему он работал над большими скульптурами в классическом стиле, но, как всегда, его буквально на каждом шагу подстерегали неприятности. Одна из его моделей забеременела от него (закономерность, которая будет повторяться снова и снова в его последние годы) и родила ему его первую дочь. После этого Бенвенуто открыто поссорился с любовницей Франциска I и снова был обвинён в содомии, но на этот раз с женщиной.
Заключение
Но как только ему удалось добиться славы и восхищения критиков, которых он так жаждал, Бенвенуто в очередной раз всё испортил, на этот раз напав на конкурирующего ювелира и серьёзно ранив его. Он был арестован и брошен в тюрьму. Освобождённый под залог, всего через несколько месяцев он снова был обвинён в содомии. На этот раз судебные протоколы показывают, что обвинение исходило от ученицы, по словам которой Челлини постоянно принуждал её вступать с ним в интимные связи.
Как бы забавно и одновременно прискорбно это не звучало, но скульптор признал себя виновным и был приговорён к четырём годам тюремного заключения. Тем не менее его новый покровитель Козимо заменил приговор домашним арестом, но пострадавшая репутация скульптора так и не восстановилась полностью. Он был запятнан обвинением в содомии, и молодые художники стремились занять его место.
По иронии судьбы, череда обвинений вдохновила его на написание автобиографии. Он женился на своей служанке, но зачал детей от моделей и слуг. Он демонстративно обратился к религии, работая над мраморным распятием в натуральную величину. Бенвенуто стал испорченным товаром, на смену которому пришли более молодые и интересные скульпторы. Бенвенуто с головой погрузился в домашнюю жизнь, которая, раз за разом выходя из-под контроля, становилась более бурной и эксцентричной. Он принял религиозные обеты, но отказался от них через пару лет, вероятно, сочтя жизнь священника менее захватывающей, чем он надеялся.
По мере того как его влияние при дворе Медичи ослабевало, он по-прежнему продолжал ссориться со всеми, с кем мог. Тем не менее ему удалось найти дальнейшее прибежище в писательстве, работая над трактатами о скульптуре и ювелирном деле. Он умер тринадцатого февраля 1571 года и был похоронен два дня спустя со всеми почестями и церемониями, которые только могло ему предоставить государство. В надгробной речи восхвалялся прекрасный характер несравненно добродетельной жизни Челлини, что в свою очередь является одной из многих великих ироний этого самого выдающегося художника эпохи Возрождения.
Комментарии:
02 марта ’2023 17:49
в нашем цеху - скульпторов это самый великолепный отморозок
|
04 марта ’2023 18:11
А понял, про смысловую загвоздку "Чего стоит его критика", букву Ч пропустили, вот фраза и озадачила, Удачи.
|