16+
Лайт-версия сайта

Новости

Расправа с соперниками, дружба с Медичи, брак со служанкой и другие малоизвестные факты о великом скульпторе Челлини



Выдающийся, но ныне позабытый скульптор итальянского Возрождения Бенвенуто Челлини был ювелиром, поэтом, солдатом, музыкантом, убийцей, некромантом, священником и похитителем как мужских, так и женских сердец. Его жизнь была похожа на самый настоящий блокбастер, объединивший в себе комедию, трагедию, боевик и триллер. И совсем неудивительно, что его автобиография до сих пор вызывает повышенное внимание, ведь там полным-полно пикантных подробностей, о которых и пойдёт речь.



Предыстория


Слева направо: Бюст Бенвенуто Челлини на Понте-Веккьо, Флоренция.  Статуя Челлини, площадь Уффици, Флоренция.

 

Слева направо: Бюст Бенвенуто Челлини на Понте-Веккьо, Флоренция. Статуя Челлини, площадь Уффици, Флоренция.

 

Творчество Бенвенуто — это не только идиллический золотой век гармонии и красоты, а период, характеризующийся политическими и религиозными конфликтами, а также жестоким художественным соперничеством. Несмотря на то, что Челлини сейчас в значительной степени игнорируется как художник в пользу его непосредственных предшественников Леонардо да Винчи и Микеланджело, он оставил после себя одну из первых и, безусловно, самых драматичных и интимных автобиографий, когда-либо написанных художником.

«Моя жизнь» — это грандиозный, скандальный и хвастливый рассказ об искусстве и обществе шестнадцатого века. Она в значительной степени основана на жизни в родной Флоренции художника, но также охватывает его карьеру, проведённую в Риме, Венеции, Мантуе, Ферраре и Сиене, а также Париже и Фонтенбло.

Сальера, Бенвенуто Челлини, 1540–1543 годы, Париж.  Фото: i.pinimg.com.

 

Сальера, Бенвенуто Челлини, 1540–1543 годы, Париж. Фото: i.pinimg.com.



Сравнивая «Мою жизнь» Челлини с сохранившимися историческими записями, можно проследить тонкую грань между фактами и вымыслами, которые, ловко переплетаясь между собой, образуют захватывающую дух историю. В автобиографии художника ярко описаны его схватки с соперниками, где он убил по меньшей мере троих. Но как бы там ни было, а ни один историк не принимает автобиографию за чистую монету, поскольку в большинстве случаев вымысел доминирует над правдой.

Медаль Челлини с портретом Климента VII.  Фото: wikimedia.org.

 

Медаль Челлини с портретом Климента VII. Фото: wikimedia.org.



Бенвенуто также пережил войну, тюремное заключение, отравление, сифилис и потерю многих членов своей семьи из-за чумы, которая была повседневной угрозой. Бенвенуто подружился с королями, папами и правителями Флоренции Медичи, которые прощали ему грехи, свято веря в то, что он создаёт искусство для них. И если верить словам Папы Павла III, то такие люди, как Челлини, уникальные в своей профессии, не должны подчиняться закону.

Творческий путь и разгульный образ жизни


Слева направо: Распятие, Бенвенуто Челлини, монастырь Эль Эскориал. Бюст Бенвенуто Челлини (Понте-Веккьо, Флоренция).

 

Слева направо: Распятие, Бенвенуто Челлини, монастырь Эль Эскориал. Бюст Бенвенуто Челлини (Понте-Веккьо, Флоренция).



Для него фантазия и реальность с самого начала были размыты. В его автобиографии утверждается, что он родился во Флоренции в ночь на День всех святых ровно в половине пятого 1500 года. На самом деле он родился третьего ноября. Мир, в котором он появился на свет, уже менялся в политическом и художественном плане. Итальянский полуостров пятнадцатого века никогда не был единым государством, а скорее серией небольших республик и княжеств, которыми в основном правили тиранические кондотьеры, военные подрядчики или наёмники. Эти могущественные фигуры дали начало великому искусству, поскольку они поручали художникам создавать для них фантастические произведения в городах-государствах, включая Флоренцию, Феррару, Мантую и Милан. Но итальянские войны, начавшиеся с французского вторжения в 1494 году, изменили политический баланс этих творчески враждующих городов, принеся в регион французскую и испанскую имперскую власть, а вместе с ней и изменения в художественном производстве. Бенвенуто вырос, работая на покровителей многих из этих группировок, и это повлияло на его искусство.

Слева направо: Бородатый мужчина, Бенвенуто Челлини.  Серия портретов выдающихся мужчин: Бенвенуто Челлини.

 

Слева направо: Бородатый мужчина, Бенвенуто Челлини. Серия портретов выдающихся мужчин: Бенвенуто Челлини.



Первоначально его отец хотел, чтобы он пошел по его стопам в качестве музыканта, работающего при флорентийском дворе Медичи. Несмотря на то, что он стал опытным игроком на флейте и корнете, Бенвенуто, как и многие начинающие художники до него, решил учиться на ювелира. Подростком он работал в Сиене, Болонье и Пизе, прежде чем поступить в престижную флорентийскую гильдию ювелиров. В 1523 году против него было выдвинуто первое из многих обвинений в запрещённых нетрадиционных отношениях и насилии. Его обвинили в содомии с Доменико ди Джулиано да Рипа, а также он оказался втянут в кровную вражду с семьёй Гуасконти и за убийство одного из её членов скульптор был приговорён к смертной казни.

Бенвенуто Челлини: Персей с головой Медузы, детали.

 

Бенвенуто Челлини: Персей с головой Медузы, детали.



Он бежал в Рим и основал там собственное ювелирное дело, заручившись поддержкой и покровительством Джулио де Медичи. Ещё один увлекательный момент из жизни скульптора связан с его заклятым врагом, сыном папы Павла III Пьером Луиджи Фарнезе, который немедленно заточил Бенвенуто в замок Святого Ангела. Ему было предъявлено обвинение в краже папских драгоценностей во время разграбления. В одном из самых ярких и душераздирающих рассказов о тюремном заключении, написанном в этот период, Бенвенуто описывает попытки отравить его, а также то, как он практически всё время читал Библию и, по-видимому, пережил чудесное обращение, включая галлюцинаторные видения Христа, в которых он был «схвачен этим Невидимым Существом и унесён, словно ветром». Когда вокруг него закрутились папские махинации, могущественные покровители, такие как кардинал Ипполито д'Эсте и священник из Феррары, наконец добились его освобождения. Получив свободу, он решил вернуться во Францию и воспользоваться покровительством Франциска I. Но, покинув Флоренцию, он отправился в Сиену, где убил почтмейстера.

Ганимед, Бенвенуто Челлини.

 

Ганимед, Бенвенуто Челлини.



Годы, проведённые им в Париже и Фонтенбло, где он работал на французского короля, были одними из самых счастливых и продуктивных для него. Он начал работать над более крупными скульптурными проектами по настоянию Франциска I, который стремился показать, что его покровительство искусству соперничает с покровительством папы римского и его великого противника, императора Священной Римской империи Карла V. Ко всему прочему он работал над большими скульптурами в классическом стиле, но, как всегда, его буквально на каждом шагу подстерегали неприятности. Одна из его моделей забеременела от него (закономерность, которая будет повторяться снова и снова в его последние годы) и родила ему его первую дочь. После этого Бенвенуто открыто поссорился с любовницей Франциска I и снова был обвинён в содомии, но на этот раз с женщиной.

 

Заключение


Обратная сторона Персия (предположительно с портретом Челлини).  Фото: i.pinimg.com.

 

Обратная сторона Персия (предположительно с портретом Челлини). Фото: i.pinimg.com.



Но как только ему удалось добиться славы и восхищения критиков, которых он так жаждал, Бенвенуто в очередной раз всё испортил, на этот раз напав на конкурирующего ювелира и серьёзно ранив его. Он был арестован и брошен в тюрьму. Освобождённый под залог, всего через несколько месяцев он снова был обвинён в содомии. На этот раз судебные протоколы показывают, что обвинение исходило от ученицы, по словам которой Челлини постоянно принуждал её вступать с ним в интимные связи.

Франциск I в мастерской Бенвенуто Челлини, картина Франческо Подести, настенное искусство 1839 года.  Фото: i.pinimg.com.

 

Франциск I в мастерской Бенвенуто Челлини, картина Франческо Подести, настенное искусство 1839 года. Фото: i.pinimg.com.



Как бы забавно и одновременно прискорбно это не звучало, но скульптор признал себя виновным и был приговорён к четырём годам тюремного заключения. Тем не менее его новый покровитель Козимо заменил приговор домашним арестом, но пострадавшая репутация скульптора так и не восстановилась полностью. Он был запятнан обвинением в содомии, и молодые художники стремились занять его место.

Бенвенуто Челлини, Амос Кассиоли.  Фото: commons.wikimedia.org.

 

Бенвенуто Челлини, Амос Кассиоли. Фото: commons.wikimedia.org.



По иронии судьбы, череда обвинений вдохновила его на написание автобиографии. Он женился на своей служанке, но зачал детей от моделей и слуг. Он демонстративно обратился к религии, работая над мраморным распятием в натуральную величину. Бенвенуто стал испорченным товаром, на смену которому пришли более молодые и интересные скульпторы. Бенвенуто с головой погрузился в домашнюю жизнь, которая, раз за разом выходя из-под контроля, становилась более бурной и эксцентричной. Он принял религиозные обеты, но отказался от них через пару лет, вероятно, сочтя жизнь священника менее захватывающей, чем он надеялся.

Бенвенуто Челлини, Генри Станиер.  Фото: artuk.org.

 

Бенвенуто Челлини, Генри Станиер. Фото: artuk.org.



По мере того как его влияние при дворе Медичи ослабевало, он по-прежнему продолжал ссориться со всеми, с кем мог. Тем не менее ему удалось найти дальнейшее прибежище в писательстве, работая над трактатами о скульптуре и ювелирном деле. Он умер тринадцатого февраля 1571 года и был похоронен два дня спустя со всеми почестями и церемониями, которые только могло ему предоставить государство. В надгробной речи восхвалялся прекрасный характер несравненно добродетельной жизни Челлини, что в свою очередь является одной из многих великих ироний этого самого выдающегося художника эпохи Возрождения.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011122/54603/




Комментарии:

02 марта ’2023   17:49
в нашем цеху - скульпторов это самый великолепный отморозок

04 марта ’2023   09:55
Да, припоминается случай из его воспоминаний, далее вольная цитата: "Собрался я на прогулку, как обычно пододел кольчугу, взял шпагу и кинжал, встретился с друзьями, на променаде пересеклись с компанией ювелира Помпео, после словесной перепалки пришлось спасаться бегством". Но он Бенвенуто не был бы собой, если бы на этом конфликт был исчерпан, он подкараулил Помпео у аптеки и прирезал (я так понимаю не в поединке, а воспользовавшись эффектом неожиданности, проще сказать изподтишка).
И всё же к вопросу о величии если не степень отмороженности за критерий брать, а искусность скульптур, Микельанджело Буанароти его превосходит (наверное). А по отмороженности и Буанароти бузотёр ещё тот, но кажись без летальных исходов, так что отмороженностью он Чиллини конечно уступает.

04 марта ’2023   10:50
Микельанджело Буанаротти - божественный он показал нам чем настоящий скульптур отличается от посредственного, а Чиллини это выдох возрождения - маньеризм это уже не божественно, я сам работаю в этом стиле и конечно на Микельанджело не замахиваюсь. Конфликтность Микеаднжело шла от его цельного нравственного ядра, а отмороженность Чилиллини от паскудства натуры, но все же как трикстер он очень хорош, его стоит его критика Геркулеса и Какуса и Персей его не плох, для маньериста.

04 марта ’2023   15:55
На медальоне Бенвинуто на профессора преображенского похож, и не подумаешь что такой головорез, о каламбур получился, профессор-то головы в медицинских целях резал, а Чилинни так, экспромтом, слово за слово когда языками зацепились. У меня там ниже ответ отдельным комментом написАлся.

04 марта ’2023   18:11
А понял, про смысловую загвоздку "Чего стоит его критика", букву Ч пропустили, вот фраза и озадачила, Удачи.


04 марта ’2023   15:45
Обстоятельно, со знанием темы, чуть "очепятались" в последнем предложении, но смысл понятен, приведены наиболее достойные его работы, из них, только Какуса не представляю, надо будет глянуть.
Кстати спасибо за упоминание художника Шульженко, до этого его не знал, хотя из картин на глаза что-то попадалось, а тут когда автора узнал, целенаправленно и картины, надо же какой он работоспособный, как много картин со всем живописным тщанием прописанных, да и сюжеты особо не повторяются. Так же имя Васи Ложкина не далее как пару месяцев назад узнал, тоже уникум. Ныне его картины кто только не пользует в качестве аватарок, иконок. Про художественное объединение "Митьков" вот с восьмидесятых знаю, а сейчас особенно зауважал.

04 марта ’2023   16:19
Геркулес и Какус это скульптура Бандинелли, Чиллини поссорился с автором и устроил ему при дворе Медичи образцовый хейтерский стендап, но на очень высоком искусствоведческом уровне. из художников могу вспомнить ещ Семена Скрепецкого, который ставит перед собой задачи близкие двум вышеупомянутым живописцам и для перлюстраторов оговорюсь о том, что одобряю далеко не все произведения данного автора.



Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Пламя-шторм", заходите на огонёк)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft