Зарегистрировано — 123 848Зрителей: 66 906
Авторов: 56 942
On-line — 4 639Зрителей: 893
Авторов: 3746
Загружено работ — 2 131 404
«Неизвестный Гений»
Новости
Как ученый-ботаник Кристофер Дрессер творил дизайн будущего в викторианскую эпоху
Металлический блеск, лаконичная, но смелая форма… Вещи, созданные дизайнером Кристофером Дрессером, кажутся «гостями из будущего», случайно попавшими в викторианскую эпоху из XX века. Кем был этот загадочный человек, чье имя долгие годы оставалось в забвении – ученым, художником, пророком?
Дрессер поражал современников очень широким спектром интересов – ученый-ботаник, путешественник, художник, педагог… Сейчас он известен в первую очередь как один из родоначальников промышленного дизайна в Великобритании, теоретик дизайна и исследователь Японии эпохи Мэйдзи.
Он родился в Глазго, в Шотландии, в семье англичан - переселенцев из Йоркшира. С тринадцати лет он посещал школу дизайна в Сомерсет-Хаусе в Лондоне, затем увлекся ботаникой, а впоследствии объединил два этих направления, читая лекции по новаторской дисциплине Art Botany. Известны созданные им лаконичные схемы и диаграммы, демонстрирующие «суть» растений – их структуру, ритм произрастания побегов, расположения листьев и лепестков.
Дрессер написал несколько книг по ботанике и заочно удостоился степени доктора наук. Он был избран членом Эдинбургского ботанического и Линнеевского обществ. Одновременно с этим он основал собственную школу-студию дизайна и начал практиковать в этой области.
В 1876 году произошел бурный роман Дрессера с… Японией. В этот год он проезжает две тысячи миль по Японии как представитель Музея Южного Кенсингтона, основанного принцем-консортом Альбертом. Задачей Дрессера было исследование декоративно-прикладного искусства, культуры и ремесел Японии, а также собрание коллекции наиболее интересных объектов. Это путешествие изменило взгляды Дрессера на дизайн – он убедился, что экспериментировать с формой перспективнее, чем выдумывать орнаменты. Его книга «Япония: ее архитектура, искусство и произведения искусства» популярна и в наше время.
В отличие от Уильяма Морриса, обратившегося в то же время к средневековым ремеслам, Дрессер осознавал, что промышленную революцию нельзя ни отменить, ни игнорировать. Он счел необходимым разрабатывать дизайн предметов для промышленного производства – рациональный и гармоничный.
Если создаваемые «Движением искусств и ремесел» и фирмой «Моррис и компания» вещи были свежи, прекрасны, утонченны и страшно дороги, Дрессер принципиально решил проектировать изделия «для работающих людей» - доступную продукцию для среднего класса.
Дрессер не боялся браться за необычные проекты. Он работал для угледобывающей компании, проектировал предметы быта, которым предстояло быть выполненными из металла, разрабатывал ковровые покрытия, изделия из стекла, металла и керамики. Дрессер презирал викторианскую мебель и предметы быта с обилием украшений, предпочитая декорированию поиски интересной формы.
Он опирался на свой богатый опыт наблюдения за японским бытом. Сегодня металлические чайники и решетки для тостов Дрессера кажутся созданными художником-конструктивистом – на самом же деле он создал их под влиянием японской эстетики, а ряд его металлических конструкций возник под воздействием давней любви к ботанике и утонченным растительным структурам.
Изделие должно было служить той функции, ради которой оно выполнено – позднее этот подход в полной мере был воплощен функционалистами. Красота – это в первую очередь строгая логика пропорций и выразительность формы, а не безумное обилие декора, затрудняющее взаимодействие с вещью и уход за ней.
Заказчики отмечали, что Дрессер знает технологии производства лучше, чем люди, непосредственно на этом производстве работавшие – он считал, что необходимо изучать материалы и технику, чтобы найти оптимальный вариант для создания предметов быта.
Одновременно с созданием предметов быта Дрессер продолжал заниматься теорией дизайна, издав несколько книг - «Искусство декоративного дизайна», «Развитие декоративного искусства на международной выставке» и «Принципы дизайна». Он рассматривал дизайн как гармонию Красоты и Истины, а Истина должна быть найдена наукой.
Известно, что Дрессер спроектировал огромное количество объектов для фарфоровых заводов, занимался бытовой и декоративной посудой из керамики, в том числе работал для Веджвуда, но, по-видимому, значительная часть его наследия не атрибутирована.
Однако несмотря на то, что в предметном дизайне Дрессер был настоящим первооткрывателем, мессией нового предметного творчества, основной работой его студии было проектирование паттернов для обоев и текстиля.
Но и здесь Кристофер Дресссер нашел свой, особый путь. Викторианские орнаменты были предельно реалистичны – пейзажи, тяжеловесные гирлянды из цветов и фруктов, «обманки», имитирующее более дорогой материал… Дрессер же предпочел черпать вдохновение в экзотическом искусстве и орнаментах древних цивилизаций, заимствуя мотивы из кельтского, японского, мавританского, египетского или индийского стиля. Он рисовал ритмические абстрактные паттерны или стилизованные растения в приглушенной, очень элегантной цветовой гамме. Именно как разработчик орнаментов Дрессер был так влиятелен, что его работы определили эстетические принципы производства обоев в Америке на несколько десятилетий, а сам он в 1878 году был приглашен в жюри Всемирной выставки в Париже.
На пике карьеры Дрессер открыл магазин The Art Furnishers Alliance, который был призван стать флагманом нового стиля в дизайне, соответствующего идеям и взглядам самого дизайнера. Однако его пришлось вскоре закрыть, в основном из-за проблем Дрессера со здоровьем. Также он продавал в Европе и товары, привезенные из Японии, где в то время торговыми агентами работали двое его сыновей.
После смерти Дрессера в 1904 году студию унаследовали две его дочери, но без своего создателя просуществовала она недолго. Имя Кристофера Дрессера, предтечи функционализма, было забыто на долгие годы и оставалось в тени его более удачливого коллеги, Уильяма Морриса, практически до настоящего времени.
Текст: Софья Егорова.