Зарегистрировано — 123 430Зрителей: 66 515
Авторов: 56 915
On-line — 22 476Зрителей: 4435
Авторов: 18041
Загружено работ — 2 123 194
«Неизвестный Гений»
Новости
Сочетание несочетаемого и заводные механизмы: что делает яйца Фаберже шедеврами ювелирного искусства
Ювелирный дом Фаберже славился не только своей чрезвычайной производительностью, выпуская немалое множество самых разных изделий. У большинства людей детища Карла Фаберже прежде всего ассоциируются с уникальными пасхальными яйцами, которые он на протяжении многих лет создавал по заказу Императорского дома Романовых. И привлекают они внимание специалистов и обывателей не только своей красотой и роскошью, но и многими новаторскими идеями, которые делают их подлинными шедеврами ювелирного искусства.
Подарок на Пасху в виде расписного яйца-поделки — это старинный русский обычай, причём изготавливали пасхальные яйца из самых разных материалов и украшений. Фактически их делали такими, чтобы позволить себе их могло как можно больше людей. Но монаршие персоны получали в дар роскошные, декорированные яйца из драгоценных металлов и редких камней. Очень часто российские императоры дарили своим супругам на Пасху ювелирные яйца, которые изготавливались по специальному заказу. Одним из эпизодов соблюдения этой традиции стала Пасха 1885 года, когда император Александр III решил преподнести императрице Марии Федоровне особенное яйцо.
С этим заказом он и обратился к знаменитому ювелиру Карлу Фаберже. Так появилось первое изделие, известное как яйцо Фаберже, именуемое «Курочка». Оно было белым снаружи, а «желток» сделан из чистого золота, да ещё и сюрприз имел - внутри оказалась маленькая золотая курочка с рубиновыми глазами. «Курочка» настолько впечатлила императорскую чету, что Карлу Фаберже ту же пожаловали звание Поставщика Императорского двора с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла. А пять лет спустя его ещё и назначили Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.
В сравнении с остальными яйцами золотая «Курочка» кажется довольно скромной, однако именно она положила начало целой серии пасхальных яиц, которые Фаберже изготавливал по заказу вначале императора Александра III а позднее и его сына, императора Николая II. Так, при первом ежегодно на Страстной неделе знаменитый ювелир приносил в монаршие покои новый пасхальный шедевр, а с приходом второго количество работы удвоилось: теперь одно яйцо изготавливалось для вдовствующей императрицы Марии Федоровне, а другое — для супруги императора Александры Федоровны.
Несмотря на традиционность и регулярность изготовления пасхального яйца, каждый раз эти подарки, сделанные Карлом Фаберже, поражали воображение проявлениями фантазии, не повторяющимися сюжетами и виртуозной ювелирной работой, которая проявлялась в сочетании различных технических приемов. Одним из самых любимых у ювелира было неожиданное на первый взгляд сочетание драгоценных материалов и недорогих. Другим предметом особой гордости мастеров Фаберже был их уровень техники выполнения гильошировки — когда на золотую или серебряную поверхность яйца наносится рисунок из линий, которые напоминают лучи солнца или волны, а сверху всё покрывается эмалью.
Ещё одним несомненным достижением мастеров, работающих под началом Карла Фаберже, была целая линейка переливчатых эмалей для покрытия самых разных оттенков — от пастельно-нежных до насыщенных тёмных: по информации редакции Novate.ru, всего фирма разработала не менее 120 видов эмали. Оттого и процесс был очень долгим: некоторые яйца, особенно те, которые имели замысловатые сюрпризы, изготовлялись не один год. Последние, к слову, были главной загадкой пасхальных творений Фаберже, которые никогда не раскрывались заказчику вплоть до момента дарения.
Новый шаг в изготовлении пасхальных яиц мастерская Фаберже сделала в конце позапрошлого столетия, когда начала создавать изделия с заводными механизмами. Например, в яйце, известном как «Ландыш», которое было подарено Николаем II супруге-императрице на Пасху 1898 года, был спрятан механизм, при запуске которого из яйца появляются и раскладываются веером три миниатюрных портрета — императора и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны. Другое знаменитейшее яйцо, «Коронационное», которое было подарено Николаем II Александре Федоровне в годом ранее, Фаберже сумел в виде сюрприза спрятать карету — точную копию той, в которой монаршая чета выезжала во время церемонии коронации.
В общей же сложности по заказу российских императоров Александра III и Николая II ювелир Карл Фаберже изготовил 50 уникальнейших пасхальных яиц, работа эта производилась в период с 1885 по 1916 год. Впрочем, по данным редакции Novate.ru, на сегодняшний день в перечень императорских пасхальных подарков в виде яиц принято включать ещё два изделия ювелирной фабрики Фаберже, изготовленные уже в 1917 году, когда император отрёкся от престола. Однако каждое из них было и остаётся подлинным шедевром ювелирного искусства и стоит немыслимых денег. Значительная часть этих изделий сегодня можно увидеть в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
Источник: https://novate.ru/blogs/200223/65594/