16+
Лайт-версия сайта

Новости

В чем смысл и странности одной из самых закрытых для иностранцев религий мира: синтоизм



Полностью перенять философию японцев европейцу, видимо, недоступно. Но можно хотя бы немного приблизиться к пониманию того, как жители Страны восходящего солнца воспринимают окружающий мир и других людей, почему уважают камни и водопады и избегают мяса и алкоголя, насколько выраженной считают границу между живым и мертвым. Многое проясняет синтоизм – религия, к которой принадлежат практически все японцы и практически никто другой, помимо японцев, не принадлежит.



История появления синтоизма


Несмотря на свою самобытность, синтоизм зародился и развивался по общему для ранних религий сценарию. В нем многое напоминает язычество – природные объекты и силы получают имя и наделяются индивидуальностью, сходной с человеческой, стихии якобы могут внимать человеческим мольбам и идти навстречу им или наоборот. Но если язычество либо осталось в далеком прошлом развитых цивилизаций, либо свойственно племенам, еще живущим родовыми общинами, то синтоизм благополучно существует и в современной Японии, с ее уровнем развития как в технологическом, так и в культурном отношении.

 

Зародился он уже очень давно, в период Яёй, который длился с III века до новой эры до III века. Тогда названия у этой религии не было – оно впервые появилось в манускриптах VIII века, став результатом объединения двух иероглифов – «син» и «до», или «то». Последний означал «путь», а вот «син», в другом варианте – «ками», можно перевести как «божество». Вера в ками, божественную сущность, которая может принадлежать любому природному объекту, явлению и даже человеку, и составляет основу мировоззрения синтоистов.

Ворота - тории - у синтоистского святилища. Источник: pinterest.com

 

Ворота - тории - у синтоистского святилища. Источник: pinterest.com



Ками – нечто невидимое, не имеющее формы, что-то вроде «души», которая может находиться внутри дерева, водоема, зверя или птицы; даже ветру или засухе бывают присущи свои ками. На вопрос, каким был самый первый ками, синтоизм отвечает по-разному, но самым распространенным вариантом легенды стала та, что рассказывает о небесных ками Идзанаги и Идзанами, они якобы и создали японские острова и породили другие ками. Главным стала Аматэрасу, богиня солнца.

 

Поклонение богам-ками


Четких правил и канонов в синтоизме нет, что неудивительно, ведь традиции, определявшие его развитие, складывались в каждой местности свои, для каждой общины особенные. Главное, к чему сводились верования японцев, – почитание природы. Для проведения ритуалов и обрядов требовалось священное пространство, святилище – оно получило название дзинцзя. В своем самом древнем варианте дзинцзя представляло собой огороженный веревкой четырехугольник земли, покрытой мелкими камешками и окруженной большими. В центре размещался камень, столб или дерево – воплощение ками.

Священное время подразумевало те часы, которые отданы поклонению ками в святилище – для этого жрецами или просто жителями общины проводились специальные обряды, включая и подношения богам – в виде пищи. Число святилищ на территории Японии очень велико – около ста тысяч. Попасть на храмовую землю можно через ворота, тории, которые стали и символом синтоизма. На территории дзинцзя существуют и специальные сооружения – часто синтоистские храмы объединены с буддистскими.

На протяжении веков ритуалы синтоизма менялись многократно, сохраняя собственные традиции для каждого отдельного поселения

 

На протяжении веков ритуалы синтоизма менялись многократно, сохраняя собственные традиции для каждого отдельного поселения



Буддизм, пришедший на японские острова в VI веке, и сам воздействовал на синтоистские верования, и испытывал, в свою очередь, их влияние на себя. Разделить два этих типа мировоззрения для японцев невозможно, делаются даже попытки привязать возникновение синтоизма к одному из древних ответвлений буддизма. Нельзя забывать и о конфуцианстве, тоже когда-то пришедшем с материка – не религии, но комплексе этических представлений о мире и о человеке; оно не вытеснило синтоизм и не проиграло ему в борьбе за мировоззрение японцев, а только дополнило его.

Согласно легендам, император был прямым потомком Аматэрасу и приравнивался к ками, поэтому верховная власть как часть общего порядка вещей поддерживалась синтоизмом на протяжении столетий. В период Мэйдзи – с 1868 по 1912 годы – он даже стал на некоторое время государственной религией. Благодаря императорам в разрозненную систему многочисленных ками постарались внести порядок, присвоив каждому свой ранг, как у чиновников.

 

Праздники и ритуалы для скучающих ками и всех остальных


Синтоизм не проводит особого различия между добром и злом: есть просто разные силы с разными стремлениями. Добродетельная жизнь для человека сводится к восприятию мира таким, какой он есть, к поддержанию его гармонии, уважению к окружающим, искренним и дружелюбным отношениям с ними. Злом, соответственно, считается в ценностях синтоизма то, что разрушает гармонию, нарушает порядок, мешает служению ками, и что выражается в виде злобы, нетерпимости, эгоизма.

Японцы верят, что мир изначально наполнен лишь добром, а зло в него привнесено злыми духами, демонами, оно, как болезнь, может поражать мир и каждого человека. Избежать этого помогает, помимо прочего, честное восприятие действительности, чтобы сердце было «подобно зеркалу», и определение своего собственного естественного места в мире, согласно своим побуждениям, своим поступкам.

Некоторые фестивали, например, Гион-мацури, собирают до миллиона зрителей

 

Некоторые фестивали, например, Гион-мацури, собирают до миллиона зрителей



Очень важная заповедь – духовная чистота, противоположность ей – кэгарэ, то есть «скверна, загрязнение», она возникает при накоплении большого количества «цуми», грехов. Кэгарэ следует всячески избегать, а в качестве очищения соблюдать в течение некоторого времени, например, месяца, ряд ограничений: не употреблять в пищу мясные продукты, не пить алкогольные напитки, никак не соприкасаться со смертью, болезнью, кровью, даже не употреблять некоторых слов. В силу этого женщины, как и в других религиях, могли считаться нечистыми и порой не допускались в святилище.

В отношении ками издавна было принято не только преподносить материальные подарки, но и устраивать целые праздники, мацури, шумные и яркие карнавалы – считается, что это веселит божеств. Мацури и сейчас включают в себя ритуальную часть, связанную с «путешествием» объекта, в котором обитает ками – считается, что это наполняет его силой. Но для японцев, как и для гостей страны, эти фестивали, особенно крупные, проходящие в Токио и других больших городах, это главным образом способ весело провести время.

Синтоизм настолько прочно встроен в национальный характер японцев, что неотделим от их культуры и повседневной жизни. Философия созерцания и простой красоты, на которой основано японское искусство, тесно связана с верованиями синто, да и массовая культура охотно перенимает древние символы и названия, чтобы обыгрывать их – в аниме ли, в манга или в компьютерных играх.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101022/54449/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВИДЕО Художники и галереи: кто, что кому должен?

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft